«1984»: стал ли пророческим роман Джорджа Оруэлла, написанный в далёком 1949 году?

8 книг
Дмитрий Манасыпов

Почему же книга, написанная автором «Скотного двора» семьдесят лет назад, актуальна и сейчас. И в силу каких обстоятельств именно этот роман стал пророческим

Мы не станем перечислять в статье нюансы, острые моменты и личные взгляды Оруэлла на политику. Точно не заговорим о тех деятелях, чьи образы, казалось бы, легко угадываются в одной из главных антиутопий мира. И тем более, не напомним о времени появления «1984» на прилавках магазинов, а также о речи Уинстона Черчилля, которая положила начало Холодной Войне и ввела в обиход словосочетания «Железный занавес» или «Империя зла».

Лишь попробуем понять: почему же книга, написанная автором «Скотного двора» семьдесят лет назад, актуальна и сейчас. И в силу каких обстоятельств именно этот роман стал пророческим.

Министерства Правды

В мире Океании и ангсоца (английского социализма) жизнь выстраивается вокруг бесконечной войны. Война есть Альфа и Омега, она животворящая и необходимая. Во время любого вооружённого конфликта народ должен сплотиться и выступить единым фронтом за «всё хорошее и против всего плохого». И если ради этого стоит переписать собственную историю, ещё не выветрившуюся из умов, то так тому и быть.

Оруэлл, описывая тоталитарность Океании, механизмы слежки, способы влияния на мысли, чувства и эмоции обычных граждан, прозревал будущее. Возможно, тогда многим казалось, что речь идёт об СССР, пусть книга и утверждала обратное. Но британский публицист невольно описал будущее, ставшее нашим с вами настоящим.

Мы живём под действием сразу нескольких МинПравов, борющихся за наше сознание, за наше отношение к одинаковым событиям, подаваемым под разными углами, и сами с удовольствием не отключаем телеэкраны. Министерства Правды, созданные глобальными корпорациями, верными слугами режимов или борцами за иллюзорную справедливость, потихоньку побеждают. Не верите?

Уинстон, герой «1984», переписывал и зачищал исторические документы, создавал правду, требуемую повестке дня Партии. Ему выплачивали необходимый минимум, отделили от пролов-пролетариев, поселили в средненьком районе. Он даже мог курить сигареты Уинстон, состоял на службе и имел возможность костерить правящую верхушку в беседах с самим собой.

Сейчас Уинстонов не нужно брать на службу, а в его роли выступает каждая третья условная личность в мире. Ежечасно, если не ежеминутно, заходя в Сеть, мы с вами боремся за «самую правдивую правду» по поводу пандемии, «золотого миллиарда», цен на сахар или истории взятия Берлина. Борьба идёт нешуточная, «бороды» комментариев иногда висят настоящими флагами, а накалу страстей в спорах позавидовали бы даже ребята, работавшие на Йозефа Геббельса. Не говоря о результатах таких споров, когда люди, родившиеся в одно время и месте, выходят с разгромленных цифровых площадей и ощущают горящую внутри жажду гражданской войны.

Несколько дней назад юная жительница США, всем сердцем выбравшая Джо Байдена, передала информацию об участии в штурме Капитолия своих ближайших родственников. Те, в свою очередь, оказались под следствием. Девушка неожиданно осталась без копейки для колледжа, но почти тут же набрала необходимую сумму донатами американцев, восхищённых её действиями. Всё бы ничего, но поступок Павлика Морозова, начиная с семидесятых, до сих пор считается синонимом предательства.

Министерство Правды есть лишь в выдуманной антиутопии? Точно?

Двоемыслие

Свобода – это рабство! Мир – это война! Джастин Бибер – талантливый певец! (вычеркнуто цензурой).

Сейчас, как никогда, двоемыслие «1984» в цене. Назовите белое чёрным, вложите денег в интернет-продвижение этого тезиса, и через месяц такими же «цветовыми» категориями начнут мыслить миллионы.

Возьмите любую бездарность или никчёмность, создайте флёр «уникальности», кристаллизованных правды/таланта/нужности вокруг этой личности, сделайте из неё/него проект, и вуаля – бездарность легко становится «поиском пути», лицемерие превращается «необходимый камуфляж для борьбы», а высказанные глупости приобретают милую окраску «альтернативного взгляда». Даже если речь о стрелке осциллографа.

Наступивший 1984-ый

Он на самом деле наступил. И вовсе не в каких-то отдельно взятых государствах. «1984» наступил во всём мире сразу по поступлению в продажу первой партии доступных китайских смартфонов, с Интернетом, вошедшим в каждый дом, с Министерствами Правды и их сотрудниками, которые сейчас могут называться совершенно иначе. От крупных телеканалов до роликов современных блогеров.

1984 год здесь и среди нас, заслонённый лишь кредитными автомобилями, ипотеками, поисками «внешнего врага» (вне зависимости от его происхождения), навязыванием культуры потребления. И уж особенно с приходом в нашу жизнь пандемии, то ли появившейся из-за чьего-то желания «сожрать летучую мышь», то ли из-за глобальной тренировки по ношению СИЗ.

Не обращайте внимания на отзывы агрегаторов или неизвестных вам сетевых критиков. Помните: «1984», как и любая другая хорошая книга, не имеет возраста, ведь меняются лишь декорации нашего странного театра, а вот мы, люди-актёры, остаёмся неизменными. И именно поэтому слова Оруэлла злободневны спустя семьдесят лет после создания одной из главных, наравне с «Мы» или «О дивный новый мир», антиутопий мира.

Понравился материал? Читайте легендарный роман в новом переводе!

Похожие статьи