«Мы умели верить»: как роман Ребекки Маккай вызвал бурю в литературном сообществе?

В марте этого года в издательстве «Лайвбук» вышла книга Ребекки Маккай «Мы умели верить», впервые опубликованная в США в 2018 году. В 2019 году роман был номинирован на Пулитцеровскую премию и вошёл в шорт-лист.

Ребекка Маккай родилась в провинциальном городке Лейк Блафф в округе Лейк, штат Иллинойс. Как и многие писатели, Маккай с детства находилась в литературной среде: мать Ребекки была профессором лингвистики, а бабушка – актрисой и писательницей. Возможно, вдохновившись примером своей семьи, Маккай и выбрала эту сферу в качестве профессиональной. Отучившись сперва в Академии Лейк-Форест, она получила степень магистра в Школе английского языка Bread Loaf колледжа Миддлбери. На сегодняшний день Ребекка Маккай не только пишет, но и преподаёт на курсах писательского мастерства, являясь художественным руководителем объединения StoryStudio в Чикаго.

Литературный дебют американской писательницы состоялся в 2011 году. Первая работа «The Borrower» Маккай была дружелюбно встречена критиками и читателями и вошла в десятку лучших книжных дебютов по версии Indie Next и O Magazine, а Chicago Magazine назвал книгу одним из лучших художественных произведений года. Дебютный роман Маккай был переведён на семь языков.

Разумеется, такой триумфальный старт молодой писательницы привлёк внимание и установил некий эталон ожиданий к её грядущим работам. «Мы умели верить», третий по счёту роман в библиографии Маккай, вызвал бурю в литературном сообществе. Кроме номинации на Пулитцеровскую премию, книга была отмечена многими значимыми литературными наградами, в частности — Медалью Карнеги.

Вьет Тхань Нгуен назвал «Мы умели верить» «ценной работой памяти», и, пожалуй, более точного определения не подобрать. События романа происходят параллельно в 1985 году, когда эпидемия СПИДА в Америке достигла устрашающего пика, и в 2015, спустя 30 лет. Такой временной разрыв подчёркивает болезненное влияние прошлого на настоящее и показывает, что массовые трагедии всегда оставляют след.

О чём книга?

В 1985 году сексуальная революция сталкивает сообщество ЛГБТК+ с неизвестным вирусом, спасения от которого нет. Единственное лекарство, существовавшее на тот момент, было исключительно паллиативной помощью. Диагноз «СПИД» становился смертным приговором. Молодые жители Чикаго 80-х живут в постоянном страхе, их жизнь отравлена ожиданием — они ждут результатов анализов, а потом, если самое страшное подтверждается, — ужасных симптомов и конца.

Похожие материалы:  Литература + новая словесность = «Стрим»

По словам самой писательницы, сеттинг романа пришел внезапно, сам собой. Первоначально вся история вращалась вокруг художницы, живущей в Париже, но скоро история начала разворачиваться по-своему. Маккай поняла, что пора отпустить вожжи. Так один из второстепенных героев — работник музея Йель — стал одной из центральных фигур романа.

Йель Тишман, молодой и амбициозный сотрудник отдела по развитию художественной галереи. Он с головой погружён в работу. Его карьера обещает быть стремительной, ведь Нора Лернер предлагает галерее пожертвование — уникальную коллекцию парижских картин 20-х годов. Головокружительное событие меркнет, когда один за другим друзья Йеля заболевают и сгорают от смертельного вируса. Вскоре рядом с Йелем остается юная Фиона, младшая сестра одного из его друзей. Спустя 30 лет ей предстоит отправиться во Францию в поисках сбежавшей дочери, где она вновь окунается в воспоминания о печальных событиях в Чикаго.

В работе над книгой Ребекка Маккай в основном опиралась на интервью с участниками событий 1985 года. Это были волонтёры и медицинские сотрудники, юристы, члены ЛГБТК+ сообщества, их родные и близкие. Писательница отметила, что документальных сведений о том, как разворачивались события 80-х в Чикаго, попросту нет. В интервью Маккай часто отмечает стремление передать события и атмосферу эпохи. Поэтому писательница  старалась обращаться к научной литературе и источникам, в которых содержится информация, актуальная для того времени. 

Своё произведение Маккай называет книгой о войне, ведь участники событий неустанно сражались за здоровье и жизнь. Во многом «Мы умели верить» несёт просветительскую миссию в вопросах памяти и утраты. Эта книга — прививка от всеобщего стремления отмахнуться и пройти мимо, замять травмирующий опыт. Но также это глубоко эмоциональный роман, который воздействует на читателя и делает его свидетелем событий, которые нельзя просто забыть и оставить в прошлом.

Стандартное изображение
Редакция Литрес