Оправдание Острова»: что нужно знать о новом романе Евгения Водолазкина?

4 книги

В конце 2020 года на ЛитРес появилась новая книга Евгения Водолазкина «Оправдание Острова». Она продолжает традиции главного труда писателя — романа «Лавр», но идея здесь другая. Давайте разберёмся, почему этот роман получился, с одной стороны, типичным для автора, а с другой — совсем новым.

Немного о сюжете

Действие романа происходит на Острове, и здесь мы сразу встречаемся с парадоксом: его нет на карте, но его существование не вызывает сомнений. События, происходящие в книге, до боли узнаваемы. И хотя Водолазкин предупреждает, что Остров — это лишь собирательный образ, модель Европы, и не стоит искать в книге отсылки к конкретным странам и событиям, мы всё равно легко узнаем в судьбе Острова историю нашей страны и даже реальных исторических личностей.

Остров проходит в своей истории несколько этапов. В первое время своего существования он напоминает Византию: здесь такие же жестокие порядки, а герои очень похожи на императора Юстиниана и императрицу Феодору.

Затем Остров переходит в состояние отсталого государства Южной Европы: достижения цивилизации приходят сюда много позже, чем на материк. Через время здесь происходит Великая Островная революция. Она приносит с собой изменения в религии и социальной жизни, а позже и репрессии.

За революцией следует эпоха капитализма. Остров становится колонией могущественной Континентальной державы. А дальше... Островитян ждут более мрачные и пугающие события.

Люди лишь надеются, что найдётся исчезнувшее пророчество, когда‐то продиктованное княжескому летописцу, и огласит их судьбу. Эта сюжетная линия приближает «Оправдание Острова‎»‎ к детективу в духе «Имени розы» Умберто Эко.

Источник

Парадокс времени

Хронику жизни Острова мы узнаём из первой части романа. Вторая часть — это те же события, но с другого ракурса: здесь княжеская чета Парфений и Ксения комментируют всё происходящее. И тут мы встречаемся с ещё одной «странностью»: с одной стороны, князья живут в Средневековье и их возраст перевалил за 300 лет, а с другой — они находятся вне времени, они были и будут всегда. И для них история Острова — это лишь маленькая частичка пазла, ведь есть и что-то большее.

Если вы уже запутались в пространственно-временных парадоксах, спешим вам сообщить, что есть и третья часть. В ней мы видим историю французского режиссёра, который снимает фильм о героях второй части. И не стоит забывать, что существует и четвертый ракурс: взгляд самого автора, который здесь выступает как хронист (такое название, кстати, хотела дать роману издатель Елена Шубина).

Похожие материалы:Чарльз Буковски: поэт, алкоголик и гениальный неудачник

Зачем Евгению Водолазкину понадобилось столько точек зрения на одну и ту же историю? Ответ прост: это позволяет ему свободно говорить с читателем о современности. Прозаик сплетает Средневековье и наши дни, реальные и вымышленные события, Россию и Византию. Он будто сам существует вне времени и пространства, показывая, что это весьма условные штуки. И тем не менее здесь отчётливо проступают контуры нашей реальности, только теперь мы можем воспринимать её отстраненно. Кроме того, Водолазкин обращает внимание на истинность истории, которую можно переписать совсем по-разному, официальная хроника может не совпадать с частной.

Это позволяет сделать вывод, что главным мотивом «Оправдания острова‎»‎ опять стало время. Книга представляет собой притчу о сути времени и смысле истории. Водолазкин размышляет о том, как время влияет на отдельных людей и целые империи, и приходит к выводу, что вечна только настоящая любовь, а государства могут рождаться и приходить в упадок.

Источник

Узнаваемый стиль

Как мы уже говорили, новый роман Евгения Водолазкина следует традициям «Лавра‎»‎ и в каком-то роде является его продолжением. Это проявляется не только в языке и стиле, не только в том, что здесь тоже сплетаются две эпохи (вспомним те самые пластиковые бутылки, которые валялись под древнерусскими кустами и за которые так критиковали книгу), но и в отдельных отсылках. Например, ироническая и мягкая интонация Парфения напомнит читателям манеру отца Никандра.

Кстати, мотив пророчества нам тоже уже встречался в «Лавре‎»‎. В одном из интервью Евгений Водолазкин поделился, что пророчества важны для него как фактор преодоления времени — опять любимая тема писателя.

«Пророчества говорят о том, что времени нет. Всё существует, а «уже» и «ещё» — таких слов с точки зрения вечности нет. Пророчества — важный элемент христианской культуры, просто надо понимать, что не все они истинны‎»‎, — говорил Водолазкин.

И всё же «Оправдание Острова» сложно назвать «обычной‎»‎ для писателя работой. Это очень сложное по содержанию и структуре произведение. Это наджанровая проза, в которой смешались и псевдоисторический роман, и житие, и притча.

Автору удалось сохранить лучшее, за что полюбился читателям «Лавр» (игра со временем, многообразие персонажей и их запоминающиеся образы, удивительная связь с нашей реальностью, несмотря на разрыв эпох) и одновременно не «скатиться» в повторы, которые явно занизили бы значимость произведения в глазах читателя. Да, это определенно не «Лавр-2», а абсолютно самобытное произведение, которое позволяет во многом переосмыслить нашу реальность. Ведь прошлое, настоящее и будущее связаны незримой нитью.

Хит продаж
Лавр
4,5
6553
479 ₽
или по подписке
Хит продаж

Похожие статьи