Три гения одного человека: чем знаменит ученый Николай Вавилов и почему он погиб в тюрьме?

2 книги

На юго-западе Москвы параллельно Ленинскому проспекту лежит улица Вавилова. Ее назвали в честь физика Сергея Вавилова, бывшего президента Академии наук СССР, который в том числе занимался разработкой советской атомной бомбы. Сергей был лауреатом четырех Сталинских премий — Иосиф Виссарионович высоко ценил заслуги младшего Вавилова.

Совсем другая судьба постигла его старшего брата Николая. Он тоже выбрал академическую стезю и достиг немалых успехов в генетике, ботанике и географии. Его работами восхищались зарубежные коллеги, а собранная им коллекция образцов семян растений была самой крупной в мире. Но политическая нейтральность и плохие отношения со Сталиным сыграли с беспартийным Вавиловым плохую шутку: в 1940 году ученый был арестован по доносу, а через два года погиб в тюрьме. Долгие годы его труды, посвященные ботанике и селекции, крайне важные для развития науки, были запрещены и забыты.

В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга Питера Прингла «Николай Вавилов. Ученый, который хотел накормить весь мир и умер от голода», в которой описана трагическая история советского гения. Автор увлекательно рассказывает о детстве и юношестве Николая, его становлении в роли ученого, научных изысканиях, экспедициях и открытиях. Книга позволяет оценить масштаб личности Николая Вавилова и его вклад в советскую и мировую науку.

Генетика

Вавилов задумывался о селекции новых сортов растений с помощью принципов генетики еще до того, как молекулярные биологи Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик открыли структуру молекулы ДНК. Он ездил в экспедиции в самые разные уголки Земли — в Иран, Афганистан, Боливию, Мексику, Эфиопию, чтобы собрать как можно больше образцов семян. Это позволяло ему находить новые, экзотические гены, и использовать их для выведения более выносливых сортов важных сельскохозяйственных растений, например кукурузы или картофеля.

В 1920 году ученый открыл закон гомологических рядов, объясняющий наследственную изменчивость растений и позволяющий предсказывать мутации у родственных видов. Это открытие исследователи по всему миру назвали сенсационным, а самого Вавилова нарекли «Менделеевым в биологии». Закон широко используется и в современной генетике.

Вавилов мечтал вывести высокопродуктивные и устойчивые сорта растений, которые позволили бы избавить мир от голода, — но на это требовались десятилетия, а советская власть такие сроки не одобряла. Один из учеников ученого, Трофим Лысенко, строил интриги вокруг Вавилова, убеждая Сталина в бессмысленности и даже вредности работы генетиков. Лысенко пообещал вывести новые сорта за три года, называл Вавилова шарлатаном, а его исследования — лженаукой. Деятельность Лысенко подорвала развитие советской генетики, которое в то время была на шаг впереди западной науки.

Биология

Николай Вавилов участвовал более чем в 180 биологических экспедициях и прошел тысячи километров в поисках редких растений. В результате его путешествий в 1930-х годах в СССР был собран крупнейший в мире генный банк, в который входило 250 тысяч образцов семян. Коллекция до сих пор хранится в Санкт-Петербурге — ее охраняют как гарант генетического разнообразия мировых съедобных растений на случай природной или антропогенной катастрофы.

Похожие материалы:В мире всё меньше насилия (хотя кажется, что наоборот). 8 аргументов Стивена Пинкера

Вавилов вместе со студентами исходил пять континентов: они были в Средиземноморье, Индии, Африке, Японии, Китае и Южной Америке и других частях света. Во время экспедиций ученый выяснил, что в местах поселений древнейших цивилизаций можно найти большое количество видов и сортов определенных культурных растений. Благодаря этому открытию он сформулировал теорию центров происхождения видов растений.

Николай Вавилов вывел новые сорты кукурузы, картофеля, цитрусовых и других растений. Он также основал учение об иммунитете культурных и диких растений, изучая влияние генетических факторов на их устойчивость к инфекциям. Будучи значимым авторитетом в биологии, Вавилов собрал вокруг себя сообщество талантливых ученых и основал Всесоюзный институт растениеводства (ВИР) в Санкт-Петербурге.

Общественная деятельность

Еще до работы в ВИР, которой Вавилов посвятил 20 лет своей жизни, ученый возглавлял Государственный институт опытной агрономии, где уделял внимание борьбе с вредителями и болезнями. В 1929 году он стал президентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (ВАСХНИЛ). Вавилов хотел организовать систему научных институтов сельского хозяйства по всему СССР. За первые три года его работы на Украине, в Сибири и на Северном Кавказе появилось более 100 научных центров, занимающихся овощным хозяйством, плодоводством, виноградарством, кормами для сельскохозяйственных животных, лекарственными растениями и другими культурами.

Лекции Вавилова пользовались большой популярностью — его репутация талантливого ботаника и неутомимого исследователя распространилась далеко за пределы института. Он рассказывал об использовании генетики в растениеводстве, вдохновлял слушателей возможностями этой науки и удивлял байками о незаурядных явлениях растительного мира вроде альбинизма или гигантизма. Благодаря любви и преданности студентов труды Вавилова не были потеряны — многие ученые продолжили дорабатывать и уточнять теории Николая Ивановича после его смерти, а книги, посвященные его вкладу в науку, продолжают выходить до сих пор.

Похожие статьи