В чём величие братьев Стругацких, и почему их произведения так злободневны в реалиях ХХI века?

7 книг
Дмитрий Манасыпов

В их книгах есть всё: от масштабных событий неведомых государств и до огромных трагедий крохотных людей, не замеченных почти никем.

15 апреля российский фэндом отмечал день рождения Бориса Натановича Стругацкого. Аркадий и Борис золотыми буквами вписаны в историю фантастики. В их книгах есть всё: от масштабных событий неведомых государств и до огромных трагедий крохотных людей, не замеченных почти никем. Они стали отправной точкой для многих фантастов и остаются ей до сих пор.

Общий тираж книг братьев превышает 40 млн. экземпляров. Если учитывать факт, что часть сюжетных линий определялась условным «подкидыванием монетки», то явно стоит признать их истинными гениями.

Они рассказали огромной стране о множественных тайнах чужих планет и собственной земли. Отправляли нас в космос, прошлое и аномальные зоны. Смогли вложить гуманизм в ситуации, где требовалось что угодно, кроме самого́ человеколюбия. Их романы во времена СССР частенько обозначали аббревиатурами, а само чтение Стругацких являлось лакмусом для диссидентов и сторонников демократии. Легендарный творческий тандем стал настоящей мерой «хорошей» фантастики, одновременно сумев заглянуть в будущее, которое стало явью сейчас.

Братья и предвидение

Множество писателей-фантастов предрекли определённые сценарии грядущего, порой смешно, порой — не очень. Иногда литераторы умудрялись рассказать о чём-то настолько простом, что хотелось улыбнуться. Хайнлайн, к примеру, писал о самой обычной сушилке для рук, сейчас стоя́щей в любом туалете торгового центра. А Брэдбери смог, пусть и отчасти, рассказать о технологии, сейчас называющейся «умный дом».

Не меньшее влияние на будущее оказало телевидение и его фантастические проекты. Благодаря влиянию Кирка и Спока мир обрёл немало умных людей, оказавших воздействие на развитие программирования, мобильной связи, всего, связанного с космосом и так далее. Даже дизайн мобильников-раскладушек создавался под влиянием ряда серий «Звездного пути», поразив в своё время совсем тогда юных будущих инженеров.

А что же братья?

Стругацкие, делавшие упор на социальную составляющую, смогли предсказать нечто другое. Повесть «Гадкие лебеди», написанные в 1967, неожиданно рассказала об... антиглобализме и радикальных экологах. А «Хищные вещи века» прямым текстом повествуют о любителях экстрима, рейве, культурно-музыкальном феномене конца ХХ века, а также эпидемии синтетических наркотиков, начавшейся не меньше тридцати лет назад и продолжающейся до сих пор.

Несмотря на это, Большой Всемирный Информаторий и Нуль-связь, описанные ими, есть не что иное, как всеми любимая Википедия и Сеть, без которых наше «настоящее» представить уже невозможно.

Мир Полдня vs Мир Потребления

Мир Полдня, откуда родом Максим Каммерер из романа «Обитаемый остров», c которого приходят прогрессоры, и где люди ищут новые миры — одно из главных детищ Стругацких. Полдень, мир с гуманистическим обществом, одновременно не являющимся утопичным, кажется кристально чистой мечтой о прекрасном будущем. Но творцы не были бы творцами, если не создали противовес такой благодати – Мир Потребления.

Мир Потребления спрогнозирован братьями в «Хищных вещах века». И если первоначально жители СССР видели в нём отражение Запада с его гедонизмом, алчностью, стремлением к наживе и растоптанным общечеловеческим ценностям, то сейчас... Лучше всего об этом сказал сам недавний именинник в одном из сетевых интервью:

«... Наиболее вероятное будущее человечества — Общество Потребления, описанное в «Хищных вещах века» и наблюдаемое сейчас «простым глазом» на территории трети современных государств. Курс на такое Общество, видимо, совпадает с той самой «равнодействующей миллионов воль», которая определяет ход истории и управляется Законом Халявы, — стремлением человеческой особи получать максимум благ ценой минимума усилий». (Б. Н. Стругацкий)

Зона, сталкеры и Мартышка

Говоря о творчестве Стругацких, совершенно невозможно обойти стороной одну крайне важную для фантастики тему – сталкеров и, само собой, «Пикник на обочине».

Создавая историю о Хармонте, братья явно не подозревали о том, во что может превратиться Зона и сталкеры, когда компьютерные игры станут частью современной культурной реальности. Как следствие, в печать пойдёт вал книг с точками, наполненный совершенно разной литературой. Именно так, ведь первоначально в серии о Припяти фигурировали как известные имена, так и интересные находки, разбавляющие однообразные квесты.

К сожалению, жажда наживы толкала издательства на увеличение количества и, само собой, ухудшение качества. На текущий момент само понятие «сталкер» в фантастике часто вызывает негатив и вряд ли к такому стремились Стругацкие. И здесь хочется сказать следующее:

Можно не любить серию с точками и ни разу не отправиться мочить мародёров с одним ПМ под звуки ню-метала, прорывающегося через дождь.

Или желать от нескольких серий о бродягах разномастных Зон ещё больше артефактов, спасения мира, крутости и убиения злодеев чуть ни карандашом в безвыходной ситуации.

Можно, в первый раз наткнувшись в подвале на кровососа, чуть не наложить в штаны от его рёва и стать поклонником мутантов, выдуманных монстроуродов, нужных боевой фантастике как пушечное мясо.

Много возмущаться о том, что «вот раньше была атмосфера, а сейчас её близко нет» и не понимать: почему эти книги до сих пор многие не любят?

Либо открыть первоисточник и понять, что самое пугающее в жизни сталкера — не мутанты, аномалии и отсутствие хабара, нет. Наиболее страшны лишь два момента: отсутствие Хармонтской Зоны и присутствие дочки, когда та — Мартышка.

Лучшая книга о тех, кто ходит в неведомое, Альфа и Омега всех сталкеров и вольных бродяг. Произведение, которое не теряет своей актуальности и в реалиях XXI века, порой предсказывая многие происходящие события и вдохновляя новые поколения авторов. Это и есть настоящая фантастика и братья Стругацкие.

Похожие статьи