«Дюна»: какой получилась самая долгожданная экранизация 2021 года?

«Дюна» Дэни Вильнёва вышла в прокат. Она оказалась размашистой данью уважения к первоисточнику и лучшей экранизацией из существующих, но все же не говорит на языке оригинального произведения Фрэнка Герберта.

«Дюна» (2021), официальный трейлер фильма

Что такое не везет

В 1957 году Фрэнк Герберт отравляется в штат Орегон, чтобы написать статью «Они остановили движущиеся пески». Материал о том, как Департамент сельского хозяйства США экспериментирует с использованием специальных трав для контроля за передвижением песчаных дюн. Текст остается не завершен, но пробуждает у Фрэнка интерес к экологии. Следующие пять лет он занимается исследованиями и постоянной переработкой материала. Так появляется идея планеты-пустыни Арракис и романа «Дюна».

В публикации которого Фрэнку долго отказывают. Навстречу идет только издательство Chilton Books, да и то, опубликовавшее художественное произведение в виде исключения. Но затем роман удостаивается премий «Хьюго» и «Небьюла», становится одним из самых значимых научно-фантастических произведений и делает Фрэнка знаменитым. 

История «Дюны» поражала воображение читателей яркими образами и детальностью проработки мира. Разумеется, вскоре эту визуализацию решили перенести на экраны. Вот только с экранизациями «Дюне» катастрофически не везло.

Первым права на экранизацию выкупил Артур Джейкобс («Планета обезьян»), но скончался от инфаркта и производство остановилось.

Следующая попытка экранизации была у Алехандро Ходоровски. Он подошел к работе с размахом. Собирался привлечь к участию Сальвадора Дали, Мика Джаггера, Алена Делона и доверить часть саундтрека Pink Floyd. Привлекал к делу художника Гигера и французского комиксиста Мёбиуса. Но вместе с тем растягивал время подготовки к съемкам, увеличивал требуемый бюджет, а хронометраж картины варьировался от 10 до 14 часов. Перфекционизм и амбиции привели к тому, что картина так никогда и не увидела свет. Но оставила после себя документальный фильм «Дюна Ходоровски», а задействованного сценариста Дэна О’Бэннона вместе с Гигером привела к работе над «Чужим».

Эстафету экранизаций перенял Дэвид Линч и даже довел дело до конца. О чем позже пожалел и судя по его словам – жалеет до сих пор. Продюсеры не дали воплотить режиссеру свое видение, задавливая рейтингом и итоговой продолжительностью. Из трехчасовой картины убрали почти час. 

«Он получился провальным, а мне даже не доверили окончательный монтаж. Я уже миллиард раз рассказывал эту историю – получилось совершенно не то, что должно было. Отдельные его фрагменты мне очень нравятся, но фильм все равно вышел полным провалом для меня», – рассказывает Линч.

В 2000 и 2003 на телевидении выходят телесериалы «Дюна» и «Дети Дюны». Попадают в тройку самых рейтинговых проектов Sci-Fi Channel, получают две статуэтки «Эмми» и зрительские симпатии. Они почти точно следуют событиям романов, но на два десятилетия остаются последней попыткой перенести вселенную на экран. Тогда же стало понятно – экранизировать возможно, но дело не только в точности передачи событий. 

Вот почему новую экранизацию ждали. Двадцать лет с момента сериалов, почти сорок с выхода последнего фильма. Теперь, когда «Дюна» Вильнёва вышла можно сказать и о том, что именно такой экранизацией грезили с момента публикации книги. То есть почти шестьдесят лет. Тем более, что работал над ней именно Вильнёв, который после «Прибытия» и «Бегущего по лезвию 2049» показал, что умеет снимать крупнобюджетные блокбастеры по принципам авторского кино.

Дэни прочитал «Дюну» еще в 14 лет и с тех пор грезил об этом мире. Рисовал Пола Атрейдеса верхом на Шаи-Хулуд, песчаных червях. Он согласился взяться за работу только при условии, что Legendary и Warner Bros. готовы разделить фильм на две части. С точки зрения кинематографии эта история слишком эпичная и невероятно сложная, чтобы втиснуться в рамки полнометражного фильма. К тому же, его сила заключается в деталях. 

Величие песков Арракиса

После Батлерианского джихада, войны с искусственным интеллектом, люди отказались от мыслящих машин, выбрав развитие своих мыслительных и экстрасенсорных способностей. Чтобы вести корабли без компьютеров сквозь свернутое пространство, пилоты межзвездных транспортировок используют спайс (он же меланж, пряность, специи). Это вещество наиболее драгоценное во вселенной, замедляющее старение, запускающее деятельность мозга на 90%, вместо 10. Добывают его с помощью специальных комбайнов на Арракисе, суровой-планете-пустыне, так же известной как Дюна. Но это осложнено не только почти полным отсутствием воды и высоким износом техники из-за суровых климатических условий, но и тем, что под плотными песками обитают гигантские черви Шаи-Хулуд. Которые как-то связаны с драгоценным веществом.

Долгое время за добычу отвечал Дом Харконеннов. Жестокие и воинственные Харконенны наладили производство за счет эксплуатации коренного населения – фременов (они же фримены или Вольный народ), но отозваны императором Шаддамом IV. Он передал управление Дюной Дому Атрейдесов, поскольку ощутил их растущую популярность и опасался утратить власть. Он знал, что Харконенны не намерены упускать контроль над Дюной и ненавидят Атрейдесов, и дал им тайное (чтобы не осудили императорское решение другие Великие Дома) одобрение на истребление. Герцог Лето Атрейдес предвидит это, но не может ослушаться приказа. Его наложница, воспитанница ордена «Бене Гессерит», обучает их сына технике «Голоса». Согласно правилам ордена, она должна была рожать лишь дочерей, но поддавшись любви – родила герцогу сына. Возможно Пол – Квисатц Хадерах, первый мужчина, обладающий силами ордена. В своих снах он видит возможное мрачное будущее и девушку, называющую его Муад’Диб, мессией, способным превратить пустыни в оазисы, лишив главной ценности планеты…

Похожие материалы:  Успейте прочесть до выхода в кинопрокат: 7 книг, которые будут экранизированы в 2021 году

Даже в совсем упрощенной завязке романа видно, как сюжетные линии наслаиваются друг на друга, перекручиваются между собой и поднимают большое количество проблематик. Последствия развития искусственного интеллекта, политические интриги, религиозная одержимость, терраформирование планеты и исчерпывающая добыча ресурсов. Приводящая к войнам и угнетениям коренных жителей, религиозно ожидающих спасения. Путь Избранного, то есть сверхчеловека, который стремясь нести благо не всегда может оставаться на условной стороне «добра». И не стоит забывать, что один из главных (если не самый) действующих персонажей – сама природа Арракиса, на фоне которой люди ужасно малы.

Экологичный роман Герберта полон глубокой философии, восточных мотивов, подтекстов и персонажей. Для научно-фантастической литературы он стал таким же значимым, как и «Властелин Колец» для фэнтезийной. 

Оглядываясь на «Дюну», Джордж Лукас придумал «Звездные войны». Так Люк Скайуокер осваивает Силу, как Пол Атрейдес – Голос. И начинает свой путь Избранного на песчаной планете Татуин, где тоже обитают подземные черви. 

Образ подземных червей позаимствовали и для грабоидов из франшизы «Дрожь земли».

В Half-Life избранным становится Фримен, а в Советниках Альянса есть сходство с «дюновскими» Гильд-навигаторами, которые в обмен на устрашающую внешность и постоянную зависимость от спайса могу прокладывать маршруты и заглядывать в отдаленное возможное. 

«Дюна» вдохновила Хаяо Миядзаки на «Навсикаю из Долины Ветров», а Дэвида Туи на «Хроники Риддика».

Кадр из фильма «Дюна». Источник

Звёздные войны для взрослых

Такой видел картину Вильнёв. Перед ним стояла задача одновременно сделать фильм понятным для широкой аудитории, чтобы возникло желание ознакомиться с романом. И предоставить поклонникам именно ту экранизацию, которую так ждали. 

В результате получилась космическая опера, в которой сочетается авторская неторопливость режиссера (буквально вводящая в транс) и уважение к первоисточнику. Максимально щепетильное отношение к изображению мира, воплощению персонажей и технологий. Менее вычурное, чем у Линча. С более мрачной и понятной зрителю атмосферой.

Экранизация близка к роману настолько, насколько это возможно. Учитывая, что литературный и киноязык разные, а также масштаб «Дюны» – есть вещи, которые почти невозможно передать. Например, опускаются философские рассуждения и проблемы экологии. Политические интриги пока поданы в упрощенном виде с парой противоборствующих домов. Не ощущается в должной мере возможность просчитывать события наперед и видеть правду. Как и неотвратимость некоторого возможного будущего. Учитывая масштаб и детализацию Вильнёв и без того весь первый час уделяет знакомству с базовой терминологией.

Опуская войну с искусственным интеллектом в прошлом, не настолько понятна необходимость спайса в межзвездных перемещениях. Как и воды. В книге Вольный народ экстрагирует воду из погибших, с этим была связана сцена погребения фремена, погибшего в дуэли с Полом.

За кадром остаются его переживания во время этой схватки. Что вернее – быть убитым или стать причиной гибели? Не показывают его слезы и реакцию на это фременов. 

Вильнёв отказался от летописца «Хроник Дюны», принцессы Ирулан Коррино, которая между главами показывает некоторые события с точки зрения истории. Нет Фейда-Рауты, самого жестокого из Харконненов (но он, возможно, появится во втором фильме). Имперский планетолог Кайнс становится в фильме женщиной, хоть это и не влияет на повествование. Без знания романа пока неизвестно о склонности Виктора Харконнена к педофилии. Второстепенные персонажи имеют более подробные биографии. Учитель Пола – Гарни Холлек – в книге уродливый, нескладный человек. Чего не скажешь об играющем его Джоше Бролине.

Но все эти различия либо не играют роли, либо попросту невозможны к переносу из-за сложной структуры «Дюны».

Сюжетно лента точно следует за первоисточником, но ей приходится идти на уступки. Там, где происходящее занимает несколько десятков страниц – фильму требуется час. Коварный план Харконненов и имя предателя известно читателю почти сразу, но для зрительской интриги это превращено в ненавязчивую детективную линию.

Заканчивается фильм менее, чем на половине первой книги. Впрочем, это было известно сразу. Расширенный трехчасовой пролог лишь рассказывает предысторию и подготавливает площадку для дальнейших событий второго фильма. 

Выход которого пока под вопросом. Очень хочется верить, что Дэни Вильнёв получит зеленый свет. Потому что неизвестно, сколько десятилетий потребуется для новой попытки и какой она окажется по итогу. Но даже в этом случае – много ли успеет перенести на экран? В литературном мире истории «Дюны» в общей сложности потребовалось шесть книг Герберта и ещё пятнадцать за авторством его сына Брайана и соавтора Кевина Андерсона.

Значимость романа в научно-фантастической литературе. Его более сложный и глубокий язык. Объемная история до событий фильма и после него. Все это поводы ознакомиться с книгой, если продолжения не случится. Сравнить и лучше узнать, если оно будет. Понять этот мир, если этого все же не смог объяснить фильм.

Стандартное изображение
Алиса Безвестная
литературная обозревательница