«Гений визуальных миров»: каким образом Ридли Скотт изменил современный кинематограф?

Мир Чужих, родившийся из герметичной хоррор-истории и разросшийся до необъятных границ космоса. Многоуровневые киберпанковские города, залитые дождём и неоновым светом. Песок Колизея, покрытый кровью гладиаторов и содрогающийся от рокота трибун. Вой вертолётных винтов и снайперских пуль, наполняющий разбойный Могадишо. Леденящая пустота мёртвого Марса и беззвучные развороты почти настоящего космического корабля недалёкого будущего. Рассказываем о хронике жизни и творчества великого режиссёра!

Если вы смотрите кино, то наверняка видели хотя бы один его фильм. «Чужой», «Марсианин», «Бегущий по лезвию»,  «Гладиатор» — эти картины на грани реальности и вымысла любят, ненавидят, презирают, обожают, и они никого не оставляют равнодушными. Возможна ли лучшая участь для творца, чем неугасающий интерес к его творчеству?

Он много раз стремительно падал, но, собравшись с силами, вновь поднимался. Порой делал невозможное, дарил нам подлинную радость посещения кинотеатров. Мог отправлять зрителей в прошлое, будущее, в параллельные миры и на другие планеты.

Там, где другой режиссёр спокойно сдался, он бился и продолжает сражаться до конца. И только благодаря этому мы получили от него так много.

Мир Чужих, родившийся из герметичной хоррор-истории и разросшийся до необъятных границ космоса. Многоуровневые киберпанковские города, залитые дождём и неоновым светом. Песок Колизея, покрытый кровью гладиаторов и содрогающийся от рокота трибун. Вой вертолётных винтов и снайперских пуль, наполняющий разбойный Могадишо. Леденящая пустота мёртвого Марса и беззвучные развороты почти настоящего космического корабля недалёкого будущего. И остальное…

Джи-Ай Джейн, библейский размах истории Египта и Моисея, Тельма с Луизой, новая трактовка истории Робина Локсли, прекраснейшая Сибилла с проницательным взглядом Евы Грин, жестокое и захватывающее интеллектуально-физическое насилие доктора Ганнибала Лектера и другие киноистории, рассказанные нам этим великолепным англичанином.  

Сэр Ридли Скотт, родившись в 1937, сняв один из первых и главных фильмов в 1979, живёт, здравствует и продолжает радовать своих поклонников уже много лет. Чем не повод поговорить о его нашумевших работах, излюбленных приёмах и визуальных элементах кинолент, делающих их просто волшебными. Делимся его удивительной историей из биографической книги Иэна Нейтана.

Ксеноморфы, неон и Рутгер Хауэр

В 1990 году автор статьи отправился в видеосалон. Любителям поспорить о превосходстве одних смартфонов перед другими: когда-то в большинстве семей не имелось даже цветного телевизора, в кино отсутствовали премьеры блокбастеров, а ушлые бизнесмены зарабатывали на обычном телевидении и подключённом видеомагнитофоне, снимая деньги за просмотр.

Космический тягач «Ностромо» отправился исследовать загадочный астероид на предмет сигнала о помощи. Одному из астронавтов прямо в забрало скафандра ударил неопознанный предмет, затем к лицу присосалась совершенно немыслимая штука, а чуть позже, проломив ему грудину, наружу выбралось нечто мерзкое и орущее. Так состоялось первое знакомство с «Чужим». Именно тогда автор в первый раз понял, что статус «культового» ничему просто так не присваивается.

Мир Чужих, Космических жокеев, вроде бы дальнего и одновременно такого близкого будущего, сделал Скотта популярным. Визуальная составляющая, рожденная странным воображением швейцарского художника Гигера, не просто впечатляла. Она пугала, восхищала и заставляла возвращаться к ней.

Кадр из фильма «Чужой» (1979). Источник

Ридли вернулся в свой самый главный мир уже в десятых. Два фильма-продолжения, разозлившие фанатов новым взглядом создателя, подарили прочим зрителям удовольствие в чистом виде. Воспользовавшись имеющимися технологиями, Скотт смог создать нечто большее, чем астероиды или корабли в космосе. Но, всё же куда сильнее чужих планет с мирами, мы ждали именно Чужих, испытывая невыносимую фанатскую жажду встречи с ними.

Будем честными: сэр Скотт не подвёл, и мы вновь ощутили холодные мурашки вдоль спины, в первый раз увидев блики на гладко-блестящих вытянутых головах ксеноморфов…

Похожие материалы:  Cosa Nostra: как сицилийской мафии удавалось держать в страхе весь мир

Создав мир внеземной опасности, вездесущей и пугающей, Скотт решил заняться другой стороной страха. Боязни потерять себя, человеческое «я» и наш мир, хрупкий и невесомый. Ему сполна удалось исполнить задуманное. Пусть и провалившись в прокате, но уже спустя десятилетие приобретя ещё одну, как звезда Мишлен для шеф-поваров, приставку «культовая» к новой франшизе.

«Бегущий по лезвию», снятый по мотивам Ф. К. Дика,  создал не просто правила игры между человечеством и искусственным интеллектом на экране. Фильм с молодыми Фордом и Хауэром сделал жанр киберпанка настоящим, превратил его в видимое электронное волшебство и сформировал настоящий канон.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию» (1982). Источник

Спустя тридцать лет, когда за продолжение франшизы взялся гениальный Вильнёв.

Глядя новые фильмы, аниме и сериалы, где рядом с людьми находятся андроиды, небоскрёбы царапают серое дождливое небо, машины-ховеры перелетают с одного уровня развязки на другую, помните: Ридли Скотт переосмысливал будущее с кибернетическим оттенком, когда это еще совершенно не было трендом.

Иногда происходили сильные провалы. Бывали стремительные взлёты. Но что не отнять у сэра Скотта, так это любви зрителей и таланта. И если космос «Прометея» и «Завета» не смог убедить до конца всех желающих увидеть это зрелище, то вот фильм по книге Энди Вейера не вызвал ни одного вопроса.

«Марсианин», рассказывающий о судьбе космонавта, оставленного на красной планете, совершенно не кажется космическим в общем понимании. И в этом ещё одна прямая заслуга Ридли Скотта. Его Марс, снятый в Малой Азии, оказался настоящим.

Разумеется, закончить подборку фильмов Скотта стоит научной фантастикой. Экранизацией книги, обласканной премиями, критиками, читателями и миллионными сборами обеих версий.

Энди Вейер написал книгу о человеческом подвиге, простом и искреннем. Роман, который так и тянет назвать «производственным», вернул понятие «научная» в жанр фантастики. Ведь, как говорит герой, Марк Уотни: 

— Из всей этой задницы нас может спасти только наука.

И доказывает собственным примером, выживая на красных пустошах планеты, где средняя температура равняется минус шестидесяти, но получить убийственный загар также просто, как… Хотя стоит ли считать простым делом поход астронавта в туалет, памятуя о дальнейшем? То-то же, что эта книга уже пятилетку по праву выдерживает переиздания и восторженные отзывы.

И именно простоту этой книги, тяжелейшего подвига Марка Уотни, лучше всех мог перенести на экран именно сэр Ридли Скотт. 

Вот такой короткой и, надеемся, эмоционально-настоящей вышла статья о кинематографисте, режиссёре и продюсере, радующем нас уже очень долго. А от себя лишь порекомендуем отличную книгу, полную иллюстраций и фотографий со съемок, а также черновиков, необходимых для работы над фильмами. Книгу, написанную с огромной любовью Итаном Нейтаном – «Ридли Скотт, гений визуальных миров. От «Чужого» до «Марсианина».

Активируйте промокод scott25, читайте и слушайте книгу со скидкой 25%!

Стандартное изображение
Дмитрий Манасыпов
Российский писатель, работающий в жанрах альтернативной истории, боевой фантастики, фэнтези.