Заходят как-то в мексиканский бар режиссёр, сценарист и писатель. Все радуются их визиту: это же своё, родное, латиноамериканское. А больше всего восхищается бармен, ведь перед ним один человек – Гильермо дель Торо.
Мастер визуализации, автор настоящей поэзии в кино, непередаваемый стилизатор, поклонник смешивания мистики, хоррора и жизненной драмы, приправленных боевиком. Любимец Голливуда, чьи произведения обходятся в несколько раз дешевле, чем у конкурентов и одновременно выглядят куда круче.
О нём, человеке, умеющем создавать шедевры везде, где бы не брался, наша статья.
Извилистая тропа к успеху
Дель Торо шёл к своей славе сложным путём, отчасти напоминая земляка Родригеса. В отличие от автора «От заката до рассвета», дель Торо начинал с визуальных эффектов. Поднаторев в их создании, перешёл к собственным съёмкам. Известным его сделал «Хребет дьявола», а вот всемирно популярным – фильм о красном демоне, спиливающем рога и служащем в секретном подразделении и воюющем с потусторонними сущностями.
Когда Вторая мировая приняла неудачный для нацистов оборот, те попытались переломить ход войны при помощи магии, но проведённый ими ритуал имел неожиданный результат. Во-первых, призванный в наш мир демон попал не к нацистам, а к американцам, а во-вторых, он оказался всего лишь маленьким ребёнком. Его прозвали «Хеллбой» – «мальчик из Ада».
Спустя много лет повзрослевший Хеллбой работает в Бюро расследований паранормальной деятельности и вместе со своими коллегами – такими же необычными существами, как и он сам – занимается различными делами, связанными со сверхъестественным.
Что выделяет его на фоне других режиссёров?
Дель Торо создал своё видение этого мира, совсем не похожее на комиксы Миньолы, но очень быстро завоевавшее настоящую армию фанатов. Внимание к мелочам, отсутствие боязни показать что-то уродливо-больное и умение собрать команду единомышленников – секрет его успеха. Не меньшую роль играет совмещение классического представления потусторонних существ и нонконформизм самого Гильермо. Чего стоит демон, любящий поедать кошек или зубные феи, на поверку оказывающиеся не добрыми милашками, а совсем наоборот.
Визуальные решения многих эпизодов первой и второй частей фильмов о Красном в чуть изменённой и более современной форме применяются и будут применяться. Дель Торо снял два фильма запланированной трилогии, вторая часть не прошла по кассовым сборам и его деятельность заморозили. Спустя менее двадцати лет «Золотая армия» смотрится всё так же прекрасно. Троллий рынок бесконечно прекрасен своим сумасшествием, а Рон Перлман, тогда ещё довольно молодой, брутален и великолепен.
Становление писателя
В перерывах между похождениями Исчадия (сумасшедше-прекрасный российский перевод), дель Торо не сдерживал свою кипучую энергию. Наведался в гости к Блейду, сотворил динамичную и мрачную вторую часть о дампире и показал нам всем лабиринт Фавна, попутно вновь вернувшись к теме гражданской войны в Испании. Его безглазое чудище, хлопающее ресницами с ладоней, навечно вошло в копилку ужасов, а сам фильм продемонстрировал всему миру не просто любителя спецэффектов. Гильермо рассказал многочисленным поклонникам кинематографа о тонком ценителе ускользающей красоты и человеке, видящем её в порой странных и неподходящих местах.
Уже тогда герой сегодняшней истории заявил о себе как о писателе.
«У меня есть отличный сценарий, так почему же не сделать из него книгу?..».
Как оскароносный сюжет превратился в книжный бестселлер
Разумеется, таких монологов он не произносил. Но зато легко находил более опытных соавторов. Таких, к примеру, как отличная сказочница Корнелия Функе, вместе с ним перенёсшая историю девочки и Фавна на бумагу. Далее был «Штамм», длинная телеистория о настоящей эпидемии вампиризма, давно закончившаяся, но регулярно получающая новых и новых поклонников с поклонницами.
Акцент на мрачную составляющую и ощущаемую атмосферу безнадёжности, а также ярость героев в их борьбе с кровососами показали нам нового дель Торо, умеющего делать боевик даже более динамичным, чем, к примеру, у Джона Ву. Компанию же в написании книг серии ему составил Чак Хоган, и к этому моменту мы обязательно вернёмся чуть позже.
«Багровый Пик» подарил любителям его фильмов истинное наслаждение, напрямую зависящее от умения мастера показать игру красок, их оттенков и полутонов. История, выстроенная вокруг мрачного поместья, где живут брат с сестрой и регулярно пропадают девушки-жены, не снискала премий, но зато добавила популярности.
Потом случилась «Форма воды» и «Оскар». И говорить об этом фильме вроде бы стоит, но лучше один раз увидеть, чем несколько услышать. А ещё, в случае с дель Торо, можно один раз прочесть, найдя новые строчки в этой истории и взглянув с другой стороны на ранее виденные события.
Новая книга — ещё один шедевр?
«Архивы Блэквуда. Незримые» — свежая работа от дель Торо и Хогана. Захватывающая тёмная история, которая легко заинтересует как поклонников творчества режиссёра-писателя-сценариста, так и ценителей мистики, триллеров и загадок.
О чём же новое творение?
Об агенте ФБР Одессе Хардвик, столкнувшейся с чем-то необъяснимым и пугающим. Начав, на свой страх и риск, разбираться со случившимся, девушка выходит на похожий случай и человека, который является свидетелем в этом запутанном деле, — Эрла Соломона. Именно он и направляет героиню на поиски Хьюго Блэквуда — оккультиста, живущего невообразимое количество лет и всё это время борющегося с «незримыми».
Существа. на первый взгляд, живущие лишь в страшных сказках многих народов, оживают на страницах новой книги дель Торо и Хогана. Казалось бы, что здесь такого? Мало ли похожих книг, верно? Но дель Торо не был бы самим собой, если не решился на очередной эксперимент. Дэн Симмонс, желая быть не только автором «Гипериона» и «Террора», написал «Друд, человек в чёрном». Ему удалось создать предельно реалистичный оккультный роман о Чарльзе Диккенсе, говорящий языком самого прозаика и Англии XIX века.
Устоявшийся творческий дуэт смог сделать нечто похожее в «Незримых», где переплелась современность и события начала XX века. Главы, описывающие прошлое столетие, говорят с нами ожившим языком того времени. И их совмещение с историей Одессы создают непередаваемо прекрасный эффект.
Как резюмировать рассказ о дель Торо? Просто: настоящий талант талантлив во всём, от кино и до книг.