Как найти серийного убийцу по одному лишь следу? Удивительная история университетского профессора, чья работа – разгадывать головоломки

Патриция Уилтшир – профессор, судебный эколог и ведущий эксперт в судебно-медицинской криминалистике – изучает мир растений около 50 лет. Сотрудничая с отделами полиции в Великобритании, она участвовала в расследовании самых громких преступлений последних 25 лет. Всё благодаря науке о растениях

Патриция Уилтшир – профессор, судебный эколог и ведущий эксперт в судебно-медицинской криминалистике – изучает мир растений около 50 лет. Сотрудничая с отделами полиции в Великобритании, она участвовала в расследовании самых громких преступлений последних 25 лет. Всё благодаря науке о растениях.

В 1990-х годах в мире криминалистики произошёл настоящий переворот – появилась возможность составлять ДНК-профиль любого человека на основе образцов клеток его тела, биологических жидкостей или корней волос. Научный прорыв значительно облегчил процесс идентификации жертв и установления связи подозреваемого с местом преступления.

Однако полиции не всегда удаётся обнаружить отпечатки пальцев или другие ткани на месте происшествия, а ДНК-экспертиза вовсе не всемогуща. Преступник может не оставить никаких следов, и составить генетический профиль будет невозможно.

Но что если есть иной способ поиска виноватых? Судебный эколог Патриция Уилтшир рассказывает, как растения могут помочь в раскрытии преступлений, и какие природные компоненты указывают на обстоятельства смерти.

Судебная экология

Патриция Уилтшир занималась ландшафтной археологией в университетском колледже Лондона, пока к ней не стали обращаться за консультацией в судебной экспертизе. Оказалось, что палинолог – специалист, занимающийся изучением пыльцы и палиноморфов – может оказать значительную помощь в расследовании происшествий и анализе мест преступления.

Уилтшир была не первым человеком, использовавшим науку о растениях в уголовном процессе, но она полностью посвятила себя развитию этого направления в Великобритании.

Автор книги признаётся: название для особой сферы криминалистики – судебной экологии – она придумала сама, основываясь на практическом опыте: «То, что я разглядываю, непосвященному может показаться лишь беспорядочным скоплением комочков и пятен всевозможных форм, однако для палинолога они представляют элементы природы во всем её бескрайнем разнообразии».

Природа даёт все ответы

Когда показания свидетелей или недостаток улик ставят полицию в тупик, на помощь приходят экологи-криминалисты. Их работа заключается в анализе и интерпретации природного окружения, что может значительно помочь в расследовании. Данные, которые получают экологи с мест происшествий или с одежды подозреваемого, помогают воссоздать события, приведшие к нападению, или показывают, как именно произошло убийство.

Самыми лучшими помощниками экологов в этом случае являются пыльцевые зёрна и споры. Пыльца способна оставить невидимые следы на одежде, машине или на теле жертвы. На основе таких показаний можно, например, подтвердить, что преступник на самом деле был вовсе не там, где говорил.

Крепкие нервы

У эколога-криминалиста широкая сфера деятельности: изучение места преступления, чтобы понять, как убийца мог добраться до него и вернуться; определение по разложившемуся трупу времени смерти; обнаружение мест захоронений; анализ содержимого кишечника, чтобы установить события, которые привели к смерти.

Похожие материалы:  Как Люсинде Райли удалось стать одной из главных звёзд романтической прозы?

Для этой работы необходимы крепкие нервы, – уверяет автор. Всё потому что процесс экологического расследования связан с использованием сильных щелочей и кислот, включая едкий натр, уксусный ангидрид, уксусную, соляную, серную и плавиковую кислоты. Некоторые из этих веществ представляют особую опасность, так как способны нанести непоправимый ущерб лёгким, коже и костям.

Загадки криминалистики

Учёным и криминалистам мало известно о процессах разложения тела. Существует множество факторов, которые могут на него повлиять: температура местности, влажность воздуха, плотность прилегания одежды, почва и многое другое.

Патриция Уилтшир вспоминает дело врача Гарольда Шипмана, которого подозревали в убийстве своих пациентов. При эксгумации тела одной из его жертв стало ясно, что труп практически не разложился. Хотя с момента захоронения прошло несколько лет, бальзамирующая жидкость, которую закачали в похоронном бюро, не дала телу разрушиться.

Если для определения точного времени смерти нельзя полагаться на стадии разложения, то судебные экологи ищут подсказки в грибах. С какой скоростью они растут, какие узоры образуют – всё это может ответить на многие вопросы расследования, включая то, насколько давно произошло убийство.

Поисковые работы

Одно из дел, в которых принимала участие Патриция Уилтшир, было связано с поисками тела. Мужчина, совершивший убийство своей девушки, не мог назвать полиции точного места, где он избавился от трупа. Но следы на его одежде и машине указали нужное направление.

Из одной лишь пыльцы удалось извлечь необходимую информацию, чтобы сориентировать полицию на местности и обнаружить место захоронения:  «Свидетели выдумывают и неправильно вспоминают подробности, из-за чего практически никогда не бывает двух в точности совпадающих описаний одного и того же момента. С пыльцой же совсем по-другому. По спойлеру машины удалось составить более подробную картину местности: автомобиль двигался до конечной точки и по дороге собирал следы, начиная от въезда в лес и заканчивая местом, где лежало тело. На этот раз я всё отчетливо увидела: как Дайсон ехал на фургоне вдоль лесного хозяйства по сухому песчаному грунту; как перед ним неожиданно выросли ряды елей; как он искал место, где деревья стояли не так плотно друг к другу, пока не наткнулся на березовые посадки».

О том, как природа рассказывает об обстоятельствах преступления, читайте в книге Патриции Уилтшир «Как нашли убийцу? Каждое тело оставляет след».

Стандартное изображение
Издательство «Бомбора»