Почему роман «Там, где раки поют» стал сенсацией книжного мира?

15 июля в Америке состоится премьера фильма «Там, где раки поют», снятого по одноименному роману Делии Оуэнс. Событие долгожданное: выхода книги на экраны ждали два года, а участие в проекте Риз Уизерспун (в качестве продюсера и вдохновителя) и утонченной красавицы Дэйзи Эдгар-Джонс (звезды телесериалов «Нормальные люди» и «Джентльмен Джек») гарантирует фильму высокие кассовые сборы. И все же главное – то, что в основе фильма лежит самый нашумевший роман последних лет. 

Активируйте промокод LETO, читайте и слушайте сотни тысяч книг за полцены!

«Там, где раки поют» – сенсация американского книжного мира. Оглушительный успех этого романа критики пытаются объяснить не один год. Что стало его причиной – модный тренд «назад к природе» или эпидемия, выдвинувшая на первый план тему отшельничества и одиночества? К четвертому году присутствия романа Делии Оуэнс в первой пятерке книжных бестселлеров стало ясно, что внятного ответа не найти, а популярность книги, кажется, только набирает обороты, и выход фильма наверняка приведет к новым рекордным тиражам. 

Середина 1950-х, Северная Каролина, тысячи квадратных километров болот. Когда-то там скрывались беглые рабы, а в середине XX века поселилась «белая шваль» – бедняки, отверженные обществом, но чаще – отвергнувшие его. Такие, как семья Кларк: муж, жена, пятеро детей. Да лодка – источник заработка. Выжить, даже всемером, нетрудно в этих краях, но отец крепко налегает на спиртное, да и на рукоприкладство скор. Первой не выдерживает мать: она покидает дом. Вслед за ней потихоньку разбредаются все старшие дети, последним исчезает отец семейства. 

В хижине, затерянной в глубине болот, остается в полном одиночестве шестилетняя Кэтрин по прозвищу Киа, Болотная Девчонка, о которой вскоре начнет судачить вся округа.  Так она и живет, лишь изредка выбираясь в соседний городишко. Местные дети и взрослые презирают юную отшельницу: «Неряха, чумичка, того и гляди, заразу какую принесет». Болотный мир, населенный множеством зверей, птиц и насекомых, для Кии куда ближе общества людей. Так проходят годы, девочка превращается в девушку, а вместе с взрослением приходит и первая любовь, вот только закончится все плохо: через несколько лет, утром 30 октября 1969 года, тело Чеза Эндрюса найдут в лесном болоте – подозрение тут же падет на Болотную Девчонку…

«Вообще-то я собиралась написать просто книгу о природе, – улыбается Делия Оуэнс. – Но потом решила, что читателям станет интереснее, если в романе будет немного детектива…»

Так и хочется сказать, что расчет оправдался, но вряд ли и сама Оуэнс, и ее издатели рассчитывали, что дебютный роман 70-летней ученой-зоолога не просто станет хитом, но и побьет рекорды бестселлеров. Роман «Там, где раки поют» вышел летом 2018 года и вот уже четыре года не покидает первую пятерку американских книжных рейтингов. Десять миллионов проданных экземпляров меньше чем за четыре года – случай уникальный.

Безусловно, во многом успеху романа поспособствовала актриса и продюсер Риз Уизерспун, влюбившаяся в книгу. Ее книжный клуб, один из самых влиятельных в Америке, назвал роман Делии Оуэнс книгой года, а продюсерская компания Риз Уизерспун – Hello Sunshine – тут же выкупила права на экранизацию. 

Впрочем, Делии Оуэнс не пришлось пробиваться к славе с нулевой отметки, как той же Джоан Роулинг: имя ее было на слуху достаточно давно. Еще в начале 1970-х годов Делия вместе с мужем Марком, тоже зоологом, отправилась в Африку сначала изучать животный мир, а потом – и защищать. За дело семейная пара зоологов взялась без излишней мягкости: в Замбии фамилия Оуэнс наводила дрожь на местных браконьеров, поскольку разбираться с ними решительный Марк предпочитал жестко. Развязка произошла в начале 1990-х: неподалеку от дома Оуэнсов был убит браконьер. Был ли то несчастный случай или осознанная провокация охотников за слоновой костью – сказать трудно, но правительство Замбии обвинило в убийстве Марка Оуэнса и его сына Кристофера. Делия была вне подозрений, но семейству пришлось покинуть основанный ими заповедник и вернуться в Америку. Тогда-то Делия Оуэнс и получила свою первую «минуту славы»: в 1996 году телеканал ABC выпустил документальный фильм «Смертельная игра: история Марка и Делии Оуэнс», показанный по всей Америке.  

Похожие материалы:  Почему «Игра престолов» не теряет своей актуальности даже спустя 2 года после финала сериала?

Скандалы быстро забываются – обсуждать историю семьи Оуэнсов американцы перестали уже через месяц. Бесследно тот случай, впрочем, не прошел: через несколько лет Марк и Делия развелись, а бывшая защитница слонов (получившая за свою работу три научных премии) поселилась в Айдахо, ведя почти отшельническую жизнь и изредка публикуя статьи в научных журналах. В центре ее научных интересов было поведение крупных млекопитающих, объединенных в группы с матриархальной социальной структурой, – таких как львы, гиены или слоны.

«Наблюдая за ними в дикой природе, я была очарована тем, насколько их социальное поведение похоже на наше. Конечно, матриархат облегчает выживание группы: десятки мам-бабуинов с детенышами куда быстрее заметят леопарда, чем самцы. И главное – самки будут защищать своих детенышей так яростно, что будут способны отогнать даже крупного хищника. Впрочем, конкуренция между самками в такой стае едва ли не более жестокая, чем между самцами».

Перекресток феминизма и биологии – тема сама по себе благодатная, но Делию Оуэнс привлекало и другое – жизнь человека наедине с природой: «Я знаю, каково это – дружить с бабуинами и бурыми гиенами, потому что других подружек поблизости нет. Я знаю, как изоляция может заставить вас чувствовать себя потерянной и одинокой. Каково это – избегать людей, когда ты идешь в город, потому что ты не принадлежишь ему».

И опять велик соблазн списать все на внешний фактор: эпидемия сделала тему самоизоляции едва ли не главным трендом последних лет. Только вот роман Оуэнс стал супербестселлером гораздо раньше.

Позднее критики охотно сравнивали «Там, где раки поют» с «Маугли» Киплинга, с романом Кристин Ханны «С жизнью наедине» и множеством других книг об одиночестве на лоне природы, и все же не замечали главного и очевидного отличия. Роман Делии Оуэнс – не о борьбе за выживание, а о гармоничном и добровольном слиянии с природой. Киа не чувствует себя оторванной от родной среды, как «Лягушонок» Киплинга, и не стремится вернуться к людям: напротив, ей куда милее общество бабочек, чаек и рыб. Так что если от кого и наследует это Оуэнс, то, скорее, от Фенимора Купера или Генри Торо: «Уолден, или Жизнь в лесу» можно счесть прямым предком «Там, где раки поют». Русские же читатели, выросшие на книгах Даррелла, легко найдут в тексте Делии Оуэнс знакомые нотки из книги «Моя семья и другие звери», разве что вместо юмора у писательницы – лиричность и теплота.

Успех романа повлиял даже на словарный запас американцев: количество поисковых запросов в Google со словом «этология» (наука, изучающая поведение животных в естественной среде) выросло в тысячи раз. А довольно редкое слово crawdads, доселе встречавшееся лишь в биологической литературе, замелькало на первых полосах газет. Проблема лишь в том, что этих самых раков в Северной Каролине уже практически не осталось: за прошедшие 50 лет животный мир окрестностей Великого Мрачного болота изрядно оскудел. Кстати, местные жители очень благодарны Делии Оуэнс за привлечение внимания к природе их штата, а вот на киношников обижены: съемки фильма проходили не в Северной Каролине, а в Луизиане, неподалеку от Нового Орлеана. 

Что ж, благодаря экранизации мы увидели завораживающую картину о красивой природе с участием, безусловно, одной из самых красивых актрис современного кино. Для кассового успеха этого достаточно, и, проведя вечер за просмотром фильма «Там, где раки поют», вы явно не будете разочарованы. А вот сам роман Делии Оуэнс во многом до сих пор остается загадкой: идет ли речь о причинах его моментального успеха или же об огромном количестве архетипов, которые каким-то образом сумела затронуть эта простая история. Сюжет романа «Там, где раки поют» не найти в списке «вечных» и главных для мировой литературы, но уже очевидно, что этому роману удалось изменить, по крайней мере, литературную реальность современной Америки и не только ее, учитывая, с каким восторгом встречают книгу Оуэнс в других странах – от Скандинавии до Японии и Кореи. 

Стандартное изображение
Издательство «Фантом Пресс»