Один из знаменитых фильмов Гая Ричи, криминальный триллер «Револьвер», начинается с красноречивой фразы: «Первое правило бизнеса – защищайте свои инвестиции». Хотим мы того или нет, но ситуация в мире изо дня в день возвращает нас к этому тезису, не спрашивая о мнении.
Как защитить свои деньги в век нескончаемых кризисов, шаткого рынка и прогнозируемого дефолта? Во что имеет смысл вкладываться, а во что – нет, поскольку велик риск прогореть? Ждет ли нас повторение 1990-х и как этого избежать?
На вопросы отвечает Артем Хачатрян, кандидат экономических наук, эксперт фондового рынка и private banking, биржевой практик. Автор книги «Как зарабатывать на акциях. Анализируем рынок, выбираем компании и формируем портфель».
По промокоду loveread дарим 20 % скидку на каталог ЛитРес!
– Во что инвестировать, а во что – нет?
Артем Хачатрян: Хочу избежать стандартных советов про инвестиции в недвижимость, предметы коллекционирования, искусства, роскоши и т. д. Мне не очень нравятся такие рекомендации, т. к. имеют много недостатков в виде «порога входа», низкой ликвидности, наличия специализированных знаний и опыта. Но вот биржевые инструменты в большинстве случаев лишены этих изъянов. Для покупки акции ПАО НК «Роснефть» на сегодняшний день достаточно иметь 350 рублей. Продать можно в рабочее время биржи практически без потери (комиссия, спред). Из биржевых инструментов следует отдавать предпочтение акциям, ведь это – доли бизнеса. Что же можно порекомендовать инвесторам? Инвестиций в надежные инструменты! Но есть группы вкладчиков с разным темпераментом, отношением к риску, разных возрастных категорий и, конечно, с разными финансовыми возможностями.
Что касается риска, могу дать жизненный совет: рисковать стоит только теми средствами, потеря которых не приведет к роковым последствиям. Чем вы моложе, тем больше риска способны себе позволить, чем старше – тем меньше. Например, портфель инвестора 30 лет на 70% может состоять из акций и на 30% из облигаций. Если же вам 60 и более лет, то львиную долю вашего портфеля должны занимать облигации надежных эмитентов. Если вы согласны на среднерыночный доход, то имеет смысл покупать биржевые фонды. Сделки с товарами или валютами носят в большей степени спекулятивный характер. Иногда их рекомендуют для диверсификации портфеля.
– Криптовалюты: отгремевший тренд или хорошая возможность заработать?
Артем Хачатрян: До настоящего времени диапазон применения «классических» криптовалют больше смещен в сторону спекуляции, а слабая регулируемость, в том числе и на законодательном уровне, привлекает не только авантюристов, но и аферистов. Однако востребованность цифровых валют обусловлена временем: использование наличных средств создает проблемы платежеспособности, снижая ее эффективность, кредитный риск, риск ликвидности. В связи с чем центральные банки разрабатывают свои цифровые валюты – Central Bank Digital Currency (CBDC), которые должны обладать свойствами наличных денег. Они будут доступны для населения, совместимы с наличными деньгами и банковскими счетами, но их конфиденциальность будет ограничена (не для правоохранительных органов).
Сейчас есть лишь вероятные сценарии регламента их функционирования. Например, из доступных источников стали известны планы Банка России по реализации цифрового рубля. Счета CBDC будут открываться в Центральном банке, расчеты будут вестись через финансовых посредников и будут доступны 24/7. Станут возможны ограниченные оффлайн-операции. Проценты на счета CBDC начисляться не будут. Банковские счета и регулируемые стейблкоины смогут функционировать отдельно от CBDC. И хоть для внедрения CBDC потребуется несколько лет, я думаю большинство из нас будет сталкиваться с платежными финансовыми продуктами на основе инфраструктуры центральных банков, чем с криптовалютами типа Bitcoin и Ethereum.
– Реально ли заработать на NFT миллионы в эпоху вечного кризиса?
Артем Хачатрян: По поводу «кризиса» хочу процитировать мысль Михаила Булгакова, высказанную его персонажем, профессором Преображенским: «Разруха не в клозетах, а в головах». Каждый должен заниматься своим делом, и «вечный кризис» исчезнет сам собой. Non-fungible token (NTF) – невзаимозаменяемый токен – это способ заявить права на «уникальный» цифровой объект или произведение искусства, которое может приобретать дополнительную ценность с течением времени, если вы приобрели цифровое произведение искусства, а не токен-сертификат, гарантирующий лишь возможность обладать уникальным цифровым жетоном. Это также и предмет обменной и спекулятивной торговли. Ажиотаж вокруг NFT – манипуляция человеческим тщеславием и жадностью. Таким образом, как и в искусстве, нужно быть специалистом. Даже если вы посетили Третьяковскую галерею, вас вряд ли пригласят на экспертизу подлинности картин Левитана, Васнецова, Врубеля. Ну а мастерство спекуляции – это тема отдельного разговора. Если коротко – о мастерах пишут книги.
– Назовите действующие способы стать чуточку богаче.
Артем Хачатрян: Основа – это оптимизировать свои затраты и создать сбережения (особенно подушку безопасности). Решение этого пункта полностью контролируется вами, позволит инвестировать в свое развитие и здоровье. Лишь после этого можно подумать о частично контролируемых нами факторах инвестиций (работа, доход). При принятии инвестиционных решений вы не должны переживать о них. Когда личные финансы приведены в порядок, следует обратить внимание на распределение, пополнение и ребалансировку активов в ваших инвестиционных портфелях. Для этого вы должны определить свои инвестиционные цели, горизонт и риск, на который готовы пойти для достижения каждой из них. Лишь на основании этих решений вы сможете правильно подобрать комбинацию акций и облигаций в своих портфелях.
– Как защитить свой капитал?
Артем Хачатрян: Лучшая защита – это диверсификация. По валютам – доллар, евро – большинство банков устанавливает более или менее адекватные комиссии и лимиты на их хранение. Если у вас менее $5 тыс., то комиссии вас могут вообще не затронуть. Пока еще можно купить иностранные ценные бумаги за валюту на «СПБ Бирже», если вас не испугала их блокировка (Евросоюз ввел санкции против Национального расчетного депозитария). Можно продать валюты и на рубли купить облигации или открыть вклад.
Можно использовать другие валюты. На Мосбирже можно конвертировать доллары в юани напрямую с минимальными издержками, а также реализовывать различные валютные стратегии. Можно купить еврооблигации эмитентов типа Минфина или ВЭБа (кто заплатит в рублях по курсу на момент приобретения или выпустит «замещающие» внутренние валютные бумаги). Можно купить акции экспортеров, т. к. цены таких акций в целом будут учитывать изменение курса валюты. Но в таком случае нужно быть готовым к долгосрочным инвестициям. В любом случае капитал должен работать, а выбор способа зависит от предпочтений и убеждений инвестора.
– Ждет ли нас повторение 1990-х (и как этого избежать)?
Артем Хачатрян: Сравнение макроэкономических показателей 90-х годов считаю некорректным и соглашусь с высказыванием главы ЦБ Э. Набиуллиной 18 апреля этого года в Госдуме: «Если макропоказатели будут выглядеть сравнимо с другими кризисами (инфляция, снижение ВВП), экономический смысл будет совершенно другой. Это, действительно, серьезная адаптация экономики, серьезная нагрузка на компании, на финансовую систему, на бюджет». Если озвученные на Санкт-Петербургском экономическом форуме идеи будут реализованы, то повторение 90-х не возникнет. Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации принимает решения даже в отпуске, федеральный исполнительный орган государственной власти Российской Федерации работает, поддержка населения есть, что еще нужно для успеха?
– Как не стать жертвой мошенников и сохранить деньги? Ваши советы по финансовой грамотности.
Артем Хачатрян: На этот вопрос ответ краток: уделять хоть немного времени на повышение финансовой грамотности. В настоящее время довольно много бесплатных информационных ресурсов от банков, Московской биржи, брокеров. Целесообразно подписаться на их рассылку или информационные каналы. Конечно, профессионалом финансового рынка вы не станете, для этого требуется несколько большие усилия и время, но уберечь свои активы от мошенников это поможет.
– Неизбежен ли второй дефолт и насколько критичным будет обвал рубля к концу года?
Артем Хачатрян: Считаю необходимым уточнить, что 17 августа 1998 года дефолт по внешнему долгу был техническим, т. к. госдолг Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов был реструктурирован, а в 2006 году досрочно выплачен первому, а в 2009-м – второму в полном объеме. А настоящий дефолт был по внутренним долгам перед своими гражданами. В 1988 году бюджет считался дефицитным и для его покрытия выпускали государственные краткосрочные облигации (ГКО) под высокие проценты. Продажей валютных резервов поддерживали курс рубля. Поступления в государственную казну оскудевали вследствие сокращения и неэффективности работающих предприятий, «оптимизации ими налогов», а снижение цен на нефть с 17 до 12 долларов за баррель добили «реформируемую» сырьевую экономику.
В настоящее время бюджет профицитный, Фонд национального благосостояния растет, в экономике происходят кардинальные перемены, которые каждый ощущает на себе: от прокладки качественных дорог до создания рабочих мест, от массового строительства жилья до формирования продуктовой безопасности. Экстраординарные явления в стране связаны не с внутренними причинами, а с внешними. 27 июня 2022 года Bloomberg сообщил о наступлении дефолта в России по внешнему долгу. Мне импонирует ответ главы Минфина Антона Силуанова: «Есть все основания полагать, что искусственное лишение Российской Федерации возможности обслуживать свой внешний суверенный долг преследует цель навесить ярлык “дефолт”. Но любой, кто разбирается в ситуации, знает, что это никоим образом не дефолт». По поводу «обвала» рубля: я бы прислушался к прогнозам ЦБ, ведь именно у него рычаги влияния. А сейчас он пытается найти равновесие между интересами экспортеров и импортеров.
– Российская экономика в реалиях 2022: каков прогноз?
Артем Хачатрян: Президент РФ Владимир Путин на пленарном заседании ПМЭФ сказал: «Мы шаг за шагом нормализуем экономическую ситуацию. Вначале стабилизировали финансовые рынки, банковскую систему и торговую сеть. Затем начали насыщать экономику ликвидностью и оборотным капиталом для сохранения устойчивости предприятий и компаний, занятости и рабочих мест. Мрачные прогнозы относительно перспектив российской экономики, которые звучали еще в начале весны, не сбылись. При этом ясно, зачем раздувалась эта пропагандистская кампания, откуда все эти заклинания и про доллар за 200 рублей, и про крах нашей экономики в целом – все это было и остается орудием информационной борьбы, фактором психологического воздействия на российское общество, на отечественные деловые круги». Первые лица российских экономических ведомств на Петербургском форуме заявили о новой экономике и о поддержке благосостояния населения, т. к. внешние экономические условия «изменились надолго, если не навсегда».
Очень по-хозяйственному прозвучали речи: «нужно переосмыслить накопление активов в рискованной форме и наконец-то думать именно о том, что значительная часть производства должна работать на внутренний рынок», «альтернатива отслеживанию простого объема внутреннего валового продукта – ВВП на душу населения», «распределение благосостояния и богатства среди людей», «проблема неравенства – это не только социально-экономическая проблема. Если есть неравенство доступа к образованию, это все отражается на производительности труда», «занятость – это комплексный показатель, который говорит о том, как работает экономика.
Занятость – это и доходы населения», «надо сделать так, чтобы часть тех рисков, которые есть у бизнеса, взяло на себя государство, подсубсидировать процентные ставки, дать уверенность в сбыте своей продукции, минимальную доходность гарантировать», «ситуация быстро меняется, и нужно иметь возможность, умение быстро на нее реагировать». Я с оптимизмом смотрю в будущее.