«Противостояние»: что ждать от экранизации легендарного романа Стивена Кинга?

18 декабря стартовал сериал «Противостояние», снятый по мотивам одного из лучших произведений «Короля ужасов». Актуальна ли тема о земле, павшей из-за смертельного гриппа и о судьбах выживших? Несомненно. Тем более, не так давно вышел наш российский проект «Эпидемия» по книге Яны Вагнер, и стоит хотя бы сравнить два схожих продукта

18 декабря стартовал сериал «Противостояние», снятый по мотивам одного из лучших произведений «Короля ужасов». Актуальна ли тема о земле, павшей из-за смертельного гриппа и о судьбах выживших? Несомненно. Тем более, не так давно вышел наш российский проект «Эпидемия» по книге Яны Вагнер, и стоит хотя бы сравнить два схожих продукта.

И помните: «Противостояние» написано в семидесятых. Поэтому если вам покажутся знакомыми некоторые повороты сюжета, то вопрос лишь в том, кто же был первым?

Официальный трейлер сериала «Противостояние» от CBS

Армагеддон, Флэгг, матушка Абигейл и новый (не дивный) мир

Однажды, в самой обычной американской глубинке, остановился автомобиль. Торможение вышло аварийным, универсал вынесло на заправку, и едва не случилось несчастье в виде взрыва. В дальнейшем, скорее всего, хозяин заправки пожалел о не случившемся большом «ба-да-буме». Возможно, окрасив окрестности в рыжее, пламя сумело бы спалить к чертям всё. Включая вирус, почти убивший водителя.

Но вышло как вышло: человек прохрипел чушь, кашлянул, чихнул, обрызгав сбежавшихся «реднеков» соплями, и умер. Через две недели на тот свет отправилось больше 95% населения земного шара.

«Капитан-скороход», боевая форма вируса, выращиваемого в секретной лаборатории, вырвался на свободу и устроил форменный апокалипсис. Половины календарного месяца хватило на непонимание, неверие, панику, погружение в хаос и совершенно пустые города, села и даже отдаленные хутора.

Кадр из сериала «Противостояние». Источник

Книга сосредотачивается на Америке и немудрено. Стивен Кинг прекрасно разбирается во всех сторонах её жизни, тёмных и светлых. Основные место и время действия, включая грядущую решающую битву, он определил у себя дома. В США.

Именно здесь добрый дядюшка Стивен выпускает наружу жуткое создание, имеющее постоянно меняющийся облик человека, прячущего в себе монстра. Рэндолла Флэгга.

Выжившие «иммунные» объединяются в два диаметрально противоположных союза. В организацию Флэгга, готовящуюся к последней войне и подстрекаемую радикальным культом, созданным этим чудовищем. И в Совет свободной Зоны, возглавляет который матушка Абигейл – пожилая афроамериканка, ставшая духовным лидером тех, кому удалось спастись.

Дальше сюжет превращается в сложнейший калейдоскоп интриг, предательств, насилия, мистики, остатков нормальной жизни, собираемых по крупицам, где особого внимания заслуживают действия целой галереи разномастных персонажей. То есть в тот самый психологический триллер, являющийся «коньком» Короля.

Рэндалл Флэгг. Источник:

 Сотня

Сотня – вовсе не название фантастического сериала, а приблизительное количество героев «Противостояния». Совершенно разные, абсолютно живые, необходимые книге и, по нашему мнению, грядущей экранизации. Здесь всем поклонникам сериалов недавних лет с лихвой хватит объектов, за которых можно переживать до финального акта.

Настоящий музыкант, не успевший стать рок-звездой. Обычная студентка, неожиданно ставшая новой надеждой человечества из-за будущего ребёнка. Отставной коп, являющийся гарантом спокойствия. Маньяк-поджигатель, столкнувшийся с еще большим душегубом. Школьник-лузер, из-за собственных комплексов и страстных желаний не видящий разрушительных действий. Оторва, ставящая собственное эго выше общества,  и многие-многие другие герои. 

Надлом общечеловеческих ценностей и крах морали из-за творящегося вокруг ужаса. Мгновенное исчезновение привычного благополучного мира и попытка возврата к нему. Столкновение с неизбежностью и психология крохотных кучек выживших, – вот что главное в «Противостоянии».

Похожие материалы:  Четыре причины, почему мир больше не катится в пропасть

Стивен Кинг, всегда отличавшийся продуманностью персонажей: от самых мелких и до главных, кажется, превзошёл сам себя.  Начав с жизни героев, оставшейся до прихода Капитана-Торча, он продолжает вести их через испытания первых, самых страшных дней и показывает изменения. Где-то страшные, где-то отдающие остатками добра, а где-то кажущиеся непонятными, но полностью перерождающими ряд персонажей из-за обстоятельств.

Матушка Абигейл. Источник

Пересечения с вселенной дяди Стивена 

Рэндал Флэгг, выжив в «полной» версии переиздания, является злодеем ещё нескольких книг Кинга. Он пытался захватить королевство в тёмной сказке «Глаз дракона». Сеял смуту и раздоры в нескольких частях «Тёмной Башни». Убегал через великую пустыню от Роланда в «Стрелке». И мог бы выглядеть как Мэттью Макконахи, но производственный ад несостоявшегося сериала 2010-х скрыл от нас такой подарок.

Немного мира «Капитана-скорохода» мелькает в «Колдуне и кристалле», являясь отражением для одного из лучей, идущих от Башни. И, кажется, совсем чуть-чуть до очередного появления Алого Короля, злодея-из-злодеев, выдуманных Кингом. Но…

Но все он не появляется.

Тем не менее, «пасхалок» и упоминаний о персонажах и событиях, сводимых автором в «Противостоянии» и прочих книгах, вполне хватит для вашего интереса. Какого? Познакомиться ближе с творчеством человека, написавшего не только «Кэрри», «Оно» и «Сияние». 

Кадр из сериала «Эпидемия». Источник:

«Противостояние» vs «Эпидемия»

Мы убеждены: ошибочно противопоставлять два, на первый взгляд, похожих сюжета. Книга Кинга в определённой мере заложила канон фантастических романов о выживании человечества. По аналогии с «Днем триффидов» Уиндема, история о смертоносном штамме является отправной точкой «мародёрок», сурвайеров и столкновения с непонятными и опасными существами. Как и «Молот Люцифера» в свое время сделал первые шаги в сторону агрессивных форм религиозности и их влияния на общество, катящееся в бездну умирающего мира. 

Тем более, «Противостояние» создано куда раньше. Его автор оставил свой отпечаток на творчестве многих более поздних писателях и остаётся только радоваться фантазии Яны Вагнер, сумевшей подарить читателям новый (и во многом злободневный) взгляд на весьма заезженную тему.

А вот различия у книг очень серьезны, что вполне объяснимо. Разница в тридцать с лишним лет по времени написания оставила свой отпечаток. «Эпидемия» показывает мир вокруг, реалии сегодняшнего дня и ясно доказывает: все мы о многом забыли. Потеряли навыки, убрали в сторону простые знания, исключили из списка умений те, что нужны для выживания. 

В «Противостоянии» тоже есть быстрая связь, автомобили, аптеки с запасами лекарств, но там же есть люди, которые жили в постоянном ожидании ядерной войны. И потому были вроде бы более подготовлены ко многому. Ппришёл Капитан-Скороход и доказал: всё это совсем не так. И именно подобное отличие крайне интересно. 

Вы можете не только прочитать про эпидемию, гениально описанную Стивеном Кингом, но и заглянуть в наше с вами прошлое. Пусть американское, но хорошо знакомое из-за давно знакомых фильмов, книг и сериалов. 

Так что, не стоит сравнивать две отличные эпопеи. Лучше просто насладиться их чтением. 

Автор статьи: Дмитрий Манасыпов

Стандартное изображение
Дмитрий Манасыпов
Российский писатель, работающий в жанрах альтернативной истории, боевой фантастики, фэнтези.