О женщинах в науке говорят реже, чем о мужчинах. Между тем они совершили важные открытия в области медицины, биологии, археологии, математики. Среди женщин-ученых есть блестящие ракетостроители, физики, нейробиологи, бактериологи. Издательство «Альпина Паблишер» опубликовало книгу журналистки Рэйчел Свейби «52 упрямые женщины», в которой автор делится историями об открытиях, изменивших мир, и женщинах, которые их совершили. В этой статье мы расскажем о семи из них.
По промокоду march20 дарим скидку 20 % на каталог Литрес! (включая новинки)
Элси Уиддоусон: диетолог, спасавшая людей от голода
Доктор наук Элси Уиддоусон начала заниматься диетологией в 1933 году, когда эта область знания лишь формировалась. Ученая начала изучать питательную ценность таких пищевых продуктов, как крупы, сладости, лимонады, а в дальнейшем — всех без исключения. Ее книга «Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов» (The Chemical Composition of Foods) вышла в 1940 году, стала первым и на сегодняшний день единственным исчерпывающим справочником о питательной ценности приготовленной и сырой пищи. В книге Уиддоусон описала почти 15 000 показателей, влияющих на химический состав продуктов, и впервые обратила внимание на то, насколько важны для человеческого организма жидкость и соль. Сегодня их уровни измеряют у пациентов в любой больнице, особенно в случае, если речь идет о заболеваниях почек, сердечном приступе и диабете. А еще в 1940-х годах Уиддоусон создала хлеб, обогащенный кальцием, который помог сотням тысяч англичан, страдающим от нехватки еды во время и после Второй мировой войны.
Дороти Кроуфут-Ходжкин: биохимик, которая расшифровала молекулу пенициллина
Дороти Кроуфут-Ходжкин была специалистом в области рентгеноструктурного анализа, она изучала трехмерную структуру молекул. В конце 1930-х годов ученая начала расшифровку молекулы холестерина. Тогда большинство ее коллег утверждали, что эта задача неразрешима. Однако Ходжкин облучила кристалл холестерина рентгеновским излучением и уселась за вычислительную машину. Там, где представители традиционной химии потерпели крах, кристаллограф добилась успеха.
А в 1941 году биохимик исследовала кристалл пенициллина, который в то время уже показал свою способность уничтожать бактериальные инфекции. Понимание структуры вещества должно было помочь наладить массовый выпуск лекарства. Американским и британским кристаллографам не удалось это сделать. А Дороти Кроуфут-Ходжкин смогла: в своей работе по расшифровке она показала, что части молекулы пенициллина связаны друг с другом крайне необычным образом. В 1946-м благодаря ее стараниям проблема с пенициллином была решена — открытие вылилось в появление новых полусинтетических пенициллинов и их производство. Кроуфут-Ходжкин была удостоена Нобелевской премии по химии в 1964 году с формулировкой «За результаты применения рентгеновского метода изучения структур важных биохимических субстанций».
Мария Сибилла Мериан: энтомолог, открывшая эпоху в истории наблюдений и документирования стадий метаморфоза
В 1679 году немецкая натуралистка Мария Сибилла Мериан опубликовала большую работу — посвященный метаморфозам насекомых двухтомник с подробными иллюстрациями. Дополнив каждое изображение заметками о пищевых предпочтениях и образе жизни насекомого, Мериан сразу гарантировала себе место в истории наблюдений за природой в эпоху, когда натуралисты утверждали, что бабочки живут в телах гусениц, а если смешать дохлых мух и медовую воду в медной тарелке, то появятся черви. Мария Сибилла Мериан же со всей страстью исследовательницы внимательно наблюдала все стадии жизненного цикла насекомых, изображала их в естественной среде обитания, зарисовывала, как они взбираются на листья, летают над цветами и поднимаются по стеблю растения.
После публикации книги на довольно долгое время карьера ученой остановилась из-за семейных обстоятельств. В 1699 году в возрасте 52 лет Мериан приняла решение переехать в Суринам, чтобы изучать и рисовать новые виды насекомых. Ученая совершала дальние вылазки, проникала в глубины тропических лесов, находила и исследовала все новых и новых насекомых. В Европу она вернулась спустя несколько лет из-за малярии. Несмотря на болезнь, Мериан закончила свой величайший труд — «Метаморфозы насекомых Суринама» (The Metamorphosis of the Insects of Suriname). В книге было 60 оттисков с гравюр, иллюстрирующих полный жизненный цикл каждого существа, с примечаниями об образе жизни и среде обитания.
Элис Эванс: бактериолог и энтузиаст пастеризации
Уроженка США, микробиолог Элис Кэтрин Эванс в 1917 году выдвинула смелую идею. В своей работе она пришла к заключению, что Bacillus abortus — болезнетворная бактерия, поражающая молочный скот, и Micrococcus melitensis — бактерия, которая вызывала лихорадку у людей, не только родственны, но и могут передаваться от животных человеку. В то время большинство ученых не могли в это поверить, а американские фермеры вообще пришли в ярость и обвинили ученую в сговоре с поставщиками оборудования, чтобы протолкнуть обязательную пастеризацию.
Несмотря на критику, Эванс опубликовала свою работу о родственности бактерий в 1918 году. Через несколько лет исследователи по всему миру стали находить свидетельства в пользу ее открытия. Благодаря настойчивости ученой, Bacillus abortus и Micrococcus melitensis были объединены в один новый род — Brucella. Исследование Эванс изменило отношение к возбудителям болезней и американское законодательство. В 1920-х годах были установлены стандарты условий содержания молочного скота; а в 1930-е годы обязательной стала пастеризация молока.
Нетти Стивенс: генетик, доказавшая значение хромосом при формировании пола ребенка
В 1905 году одна из первых женщин-генетиков в мире Нетти Мария Стивенс с помощью данных, полученных в ходе изучения мучного жука (Tenebrio), доказала, что пол ребенка определяется лишь хромосомами. До этого люди были убеждены, что на пол ребенка можно повлиять, если выбрать правильную сторону кровати, следовать определенной диете или просто заниматься сексом в жару, если хочется мальчика.
Генетик отрезала крохотные репродуктивные железы мучных хрущаков, других жуков и бабочек и помещала их в фиксирующий раствор. Затем законсервированные половые органы насекомых оказывались в блоках парафина, и их можно было нарезать тончайшими слоями, не повредив строение. Каждый слой помещался на стекло, высушивался и тщательно изучался под микроскопом. Если все было сделано правильно, перед Стивенс открывался весь набор хромосом.
Постепенно биолог стала замечать в их структуре определенные закономерности. Мужские половые клетки содержали как Х-, так и Y-хромосомы, а женские — только Х-хромосомы. Стивенс пришла к выводу, что сочетание хромосом в момент зачатия определяет пол ребенка. В 1905 году она опубликовала свою теорию, но современникам Стивенс потребовалось немало лет, чтобы принять ее открытие. Когда это наконец произошло, она уже не смогла получить заслуженное признание: ученая умерла от рака груди через одиннадцать лет после начала карьеры.
Мария Митчелл: астроном, которая добилась для женщин права изучать небо
В 1847 году Мария Митчелл одна из первых американцев обнаружила комету и вычислила ее орбиту. Свое открытие она сделала на импровизированной лаборатории на крыше родительского дома в Нантакете, штат Массачусетс.
Достижение Митчелл попало на первые полосы мировых газет, и она моментально стала звездой научного мира. Небесное тело назвали Кометой мисс Митчелл, астронома пригласили в Американскую академию наук и искусств, Король Дании отметил ее достижение золотой медалью.
В 1865 году Митчелл стала профессором в женском Вассарском колледже. За годы работы в учебной заведении астроному удалось добиться предоставления больших возможностей для студенток. Так, до прихода Митчелл студентки были обязаны находиться дома с определенного часа, поэтому занятия по астрономии проводились только днем. Но как можно заниматься изучением небесных объектов без ночного неба? Митчелл не терпела нелепых ограничений и сразу добилась ослабления протокольных требований. Также ученой удалось получить разрешение отправить «своих девочек» слушать лекции в Гарварде.
Мария Митчелл вдохновила следующие поколения женщин вглядываться в небо и следовать по ее стопам. После смерти ее именем был назван лунный кратер.
Грейс Мюррей Хоппер: специалист в области компьютерных наук, благодаря которой мы знаем, что такое «баг»
Если бы не моль, которую Грейс Хоппер обнаружила в реле громоздкого компьютера Mark II, компьютерный баг назывался бы как-то иначе. Но влияние Хоппер этим далеко не исчерпывается. Она сыграла такую роль в развитии компьютерной технологии на начальном этапе, что ее влияние, как и сама технология, проявляется везде.
В 1943 году Хоппер, будучи магистром математики, вступила в резерв ВМС США. Резервистку направили на службу в Вычислительный проект Корабельного бюро в Гарвардском университете, где поставили перед ней задачу разобраться в том, как работать с четырехтонным компьютером Mark I. В итоге ученая написала руководство пользователя в 561 страницу, и эта работа стала революционной для истории компьютерных наук.
После увольнения с действительной службы в 1949 году Хоппер перешла в коммерческую компанию Eckert — Mauchly Computer Corporation в Филадельфии, где участвовала в разработке первого электронного цифрового компьютера для широкомасштабного коммерческого применения. Математик заложила фундамент языка программирования КОБОЛ, разработанного специально для использования в бизнесе.
В 1977 году Хоппер назначили особым советником главы Командования автоматизации сбора и обработки данных для ВМС. За следующие 19 лет работы она помогла установить общепринятые стандарты языков программирования для организаций. Эти стандарты были приняты Министерством обороны США, а затем интегрированы и для прочих компьютеров.