4 литературных героя, жизнь которых могла обернуться иначе, если бы они вовремя обратились к психотерапевту

Людям нравится романтизировать литературных персонажей и примерять на себя их судьбу. Но рискованные приключения Шерлока Холмса и героизм Гарри Поттера могут говорить не только об их смелости и гениальности — у некоторых наших любимых героев были очевидные психологические проблемы.

Литературовед Андреа Боттлингер и психиатр Клаудия Хохбрунн проанализировали жизнь персонажей из литературы разных эпох и рассказали, как изменилась бы их судьба, если бы они вовремя обратились к психотерапевту. Рассказываем истории четырёх персонажей из книги «Герои книг на приёме у психотерапевта», которая вышла в издательстве «Альпина Паблишер».

Царь Эдип — травмированный сын

Фиванский царь Лай и его жена Иокаста отказались от сына Эдипа, прокололи ему ноги и отправили на смерть — а юноша не только выжил, но и исполнил пророчество: убил отца и женился на матери, правда, сам того не ведая.

Авторы книги «Герои книг на приёме у психотерапевта» считают, что причиной трагедии Эдипа стало поведение его родителей. Во-первых, мальчик лишился материнской любви и пережил насилие ещё во младенчестве. Во-вторых, в его приёмной семье тоже не всё было гладко — царь Коринфа Полиб и его жена Меропа скрывали правду о его рождении. Они не воспитали в мальчике навык диалога, и Эдипу было проще покинуть родителей, чем обсудить с ними волнующую его проблему. При встрече с биологическим отцом проявилась ещё одна слабость воспитания — Эдип оказался эмоционально незрелым человеком, не умеющим мирно разрешать конфликты.

Пророчество могло исполниться по-другому, если бы все участники событий были достаточно зрелыми. Лай мог бы воспитать сына в любви и взять с него обещание, что, если отец когда-нибудь серьёзно заболеет, Эдип избавит его от страданий собственноручно и позаботится о матери — он мог бы стать её мужем только формально. Если принимать ответственность за поступки и не объявлять себя жертвой обстоятельств, любое пророчество можно обернуть в свою пользу.

Дракула — жертва ксенофобов

История Дракулы хорошо знакома нам по многочисленным экранизациям. Трансильванский граф Дракула подыскивает дом в Лондоне и знакомится с брокером Джонатаном Харкером, влюбляется в его невесту Мину и погибает по её вине. Брэм Стокер был первым писателем, который романтизировал образ вампиров и связал их истории не только с совращением, но и с глубокими чувствами. Тема вампиров и сексуальности с тех пор постоянно развивалась в литературе и окончательно раскрылась в саге Стефани Майер «Сумерки».

В трагедии Дракулы виноваты охотники за вампирами — в романе они символизируют ксенофобов, которых в Англии XIX века было немало: африканских, американских и австралийских аборигенов британцы в то время считали «недолюдьми» и даже демонстрировали их скелеты в музеях. Целеустремлённый и страстный Дракула был притягательным для женщин, но опасным и нежелательным для мужчин, и в обществе он оказался аутсайдером.

Если бы не распространённость дискриминации в ту эпоху и не отсутствие эмпатии у героев романа, сценарий «Сумерек» мог бы реализоваться гораздо раньше. Джонатан Харкер мог бы провести переговоры с Дракулой, узнать о его намерениях и найти компромисс — например, вампиры могли бы платить людям за донорство или превращать неизлечимо больных в бессмертных. Многие жизни удалось бы спасти, если бы персонажи умели слушать друг друга и договариваться.

Шерлок Холмс — аутист с синдромом Аспергера

Поклонники Шерлока Холмса организовали один из первых фан-клубов в истории — многие читатели журнала Strand оформляли подписку только ради публиковавшихся там рассказов Артура Конан Дойла. Блестящему сыщику Холмсу прощали холодность, эгоизм и эксцентричные поступки из-за его гениальности, но в современном обществе ему бы легко поставили диагноз: аутист с синдромом Аспергера.

Похожие материалы:  7 мифов о вакцинации, которые вводят в заблуждение миллионы людей

Люди с таким синдромом обладают слабой эмпатией и плохо взаимодействуют с другими, нуждаются в стабильности и склонны к конкретизму — то есть воспринимают всё буквально. Ещё у них бывают специфические интересы — например, Холмс увлекался химическими экспериментами. Особенности Холмса позволяют ему подмечать то, чего не замечают другие, и получать феноменальные результаты в работе, но в социальном плане он неудачник.

При жизни Артура Конан Дойла о синдроме Аспергера не знали, а сейчас знаменитому сыщику наверняка предложили бы пройти лечение. Возможно, он стал бы более «нормальным» и сохранил свой блистательный ум, но потерял бы часть фанатов, обожающих таинственный образ непревзойдённого социопата. Зато личная жизнь у героя сложилась бы куда лучше — далёкая и идеальная Ирэн Адлер могла бы стать достойной парой умному и эмпатичному Холмсу.

Волан-де-Морт — недолюбленный мальчик

Для современных подростков куда важнее знать свою принадлежность к одному из четырёх факультетов Хогвартса, чем знак зодиака. В книгах о выжившем мальчике поднимаются не только вечные темы дружбы и борьбы со злом, но и современные проблемы, например, толерантности к неспособным к магии людям и однополой любви. В фантастическом романе Джоан Роулинг много реалистичных персонажей, за которыми интересно наблюдать и в приключения которых легко поверить.

Как ни странно, Гарри Поттер — достаточно здоровый мальчик, несмотря на безрадостное детство в приёмной семье. Очевидно, в ранние годы родители успели одарить Гарри такой любовью, что у него рано сформировался характер и чувство самоценности, поэтому унижения и ограничения со стороны дяди и тёти не помешали его развитию. Ребёнок с менее стабильной психикой не вынес бы условий в семье Дурслей и не смог бы строить хорошие отношения с окружающими.

Таким психически неуравновешенным ребёнком оказался антагонист романа — Том Реддл, будущий Волан-де-Морт. Воспитанный в детдоме и не получивший любви и поддержки даже от мудрого директора школы Дамблдора, Том быстро усвоил, что он никому не нужен и в мире выигрывают самые сильные — чтобы вызвать интерес у других, нужно обладать властью. Но отсутствие привязанностей и опора на одну лишь силу в конце концов приводят Волан-де-Морта к гибели. Если бы в магической школе работал психотерапевт, Том Реддл мог никогда не стать Волан-де-Мортом и даже подружиться с Гарри Поттером — оба пережили травматичный опыт и обладали незаурядными способностями, которые могли бы использовать во благо магического мира.

Понравился материал? Читайте книгу и узнаете больше интересных фактов о знаменитых литературных героях!

Стандартное изображение
Издательство «Альпина Паблишер»