Неизвестные храбрецы: 5 людей, благодаря которым человечество победило самую смертоносную пандемию ХХ века

В 1918 году в мире началась эпидемия испанского гриппа. Современные эпидемиологи считают, что от испанки умерло от 50 до 100 миллионов человек, то есть до 5% населения Земли. Усилий горстки учёных, которые пытались бороться с заболеванием, было недостаточно — разработать эффективное лечение или вакцину во время пандемии не удалось. Но эпидемия стимулировала медицинские исследования, результаты которых оказались фундаментальными для развития современной медицины. Делимся пятью историями из книги Джона Барри «Испанка: История самой смертоносной пандемии» о людях, которые воевали с испанским гриппом: разрабатывали вакцины, создавали антитоксины и придумывали методики лечения, которыми пользуются по сегодняшний день

В 1918 году в мире началась эпидемия испанского гриппа. Современные эпидемиологи считают, что от испанки умерло от 50 до 100 миллионов человек, то есть до 5% населения Земли. Усилий горстки учёных, которые пытались бороться с заболеванием, было недостаточно — разработать эффективное лечение или вакцину во время пандемии не удалось. Но эпидемия стимулировала медицинские исследования, результаты которых оказались фундаментальными для развития современной медицины.

Делимся пятью историями из книги Джона Барри «Испанка: История самой смертоносной пандемии» о людях, которые воевали с испанским гриппом: разрабатывали вакцины, создавали антитоксины и придумывали методики лечения, которыми пользуются по сегодняшний день.

Уильям Генри Уэлч

В науке Уильям Генри Уэлч был неудачником. Cделал несколько открытий, но в сравнении с коллегами-соотечественниками его научные результаты не являлись выдающимися. Вклад Уэлча заключался в другом — он умел собирать вокруг себя талантливых людей, направлять их работу в нужное русло и вдохновлять.

Уэлч открыл первые в США лабораторные курсы, где студенты-медики могли пользоваться микроскопом и проводить эксперименты. В 1884-м он попал в Университет Джона Хопкинса и начал оборудовать там лаборатории, которыми впоследствии пользовались учёные из разных учреждений. В 1889 году при университете открылся госпиталь, а спустя ещё четыре года — школа медицины. Вся деятельность Уэлча была посвящена тому, чтобы усовершенствовать медицину в США и сделать её более научной, то есть выйти на тот уровень, которого давно достигли европейские коллеги.

Его усилиями в 1918 году при Университете Джона Хопкинса открыли школу гигиены и здравоохранения, которая должна была следить за эпидемиологическим благополучием американцев. Сам Уэлч уже не принимал активного участия в борьбе с испанским гриппом, но этим занимались его ученики. Он вырастил целое поколение учёных, которые преобразовали медицину, смогли противостоять испанке и оставили о ней данные, которыми мы пользуемся до сих пор.

Горгас во время Первой мировой войны. Источник

Уильям Кроуфорд Горгас

Слава блестящего специалиста по здравоохранению и санитарии пришла к Уильяму Горгасу в 1900 году. В тот момент в Гаване впервые за 200 лет не было ни одного случая заболевания жёлтой лихорадкой — Горгас и его отряд уничтожили все очаги размножения комаров, передающих заразу.

Во время Первой мировой войны Уильям был начальником медицинской службы армии США. Он, как никто другой, понимал эпидемиологическую обстановку в казармах: новобранцы приезжали из разных уголков страны и имели разный иммунитет, а из-за скученности и тесноты любой вирус передавался бы мгновенно. Во всех предыдущих войнах солдаты чаще умирали от болезней, чем от вражеского оружия, и Горгас сделал всё, чтобы свести риски эпидемий к минимуму.

Начальник медслужбы позаботился о том, чтобы в армии хватало медсестёр, а врачи проходили специальную подготовку в Рокфеллеровском институте. Был подготовлен огромный запас вакцин, антитоксинов и сывороток. Кроме того, несколько железнодорожных вагонов переоборудовались в современные лаборатории — оснащение этих вагонов оплатили Институт Рокфеллера и Красный Крест, а не государство. А ещё неутомимый Горгас создал специальное подразделение «для профилактики инфекционных болезней», которое возглавили Уильям Генри Уэлч и другие специалисты с мировым именем.

Ему действительно удалось уберечь солдат от многих болезней — например, американские солдаты почти не болели малярией, в то время как французская и английская армии сильно от неё пострадали. Правда, предсказать и предотвратить испанку Уильям Горгас не мог, но даже в условиях пандемии принятые им меры спасли тысячи американцев.

Научный тандем, спасший миллионы жизней

Уильям Парк и Анна Уильямс

Уильям Парк, руководитель лабораторного отдела департамента здравоохранения Нью-Йорка, и Анна Уильямс, его заместительница и один из ведущих бактериологов страны, являлись мощным исследовательским дуэтом. Когда началась эпидемия испанского гриппа, обоим было по 55 лет. Несмотря на разницу в характерах и дистанцию в личных отношениях, они несколько десятилетий работали вместе и добились значимых успехов. Благодаря Парку и Уильямс во всём мире стала доступна противодифтерийная сыворотка: именно из-за неё смертность от дифтерии снизилась на две трети.

Во время пандемии Парк и Уильямс научились находить бациллу Пфайффера, которую в тот момент считали возбудителем гриппа, а затем разработали и распространили вакцину. После того как эпидемия пошла на спад, они продолжали исследования и одни из первых обратили внимание на то, что бацилла гриппа включает в себя множество штаммов. Сыворотка, эффективная против одного штамма, не работала против другого. Анна Уильямс обнаружила десяток разных штаммов гриппа у разных больных.

Похожие материалы:  От преступника, отбывающего срок за грабеж, до всемирно известного писателя. История Грегори Дэвида Робертса

Парк и Уильямс были достаточно открытыми и восприимчивыми людьми и отказались от собственных прежних выводов. Они задумались о вирусном происхождении гриппа, а позже убедили научное сообщество принять эту гипотезу. Их открытие сдвинуло с места понимание природы гриппа.

Пол Льюис, фотография из архива Национальной медицинской библиотекой NIH (NIH National Library of Medicine). Источник

Пол Льюис

Пол Льюс был одним из учёных-медиков, которые в разгар эпидемии испанского гриппа проводили дни и ночи в лабораториях, пытаясь разработать лекарство или сыворотку. К 1918 году Льюис уже имел международное признание — он доказал, что источником полиомиелита является вирус, и смог разработать вакцину. Во время испанки учёный оказался в Филадельфии — городе, который пострадал больше прочих в США.

Сначала в Филадельфии болели только моряки, но мэр города недооценил опасность заболевания и не стал отменять многотысячный парад, посвящённый займам Свободы, где планировалось продавать военные облигации. Спустя три дня после парада все 31 больницы города оказались забиты — ситуация была настолько плохой, что городу уже не пытались помочь ни государство, ни Красный Крест. Тогда Пол Льюис заперся в лаборатории и не выходил оттуда до тех пор, пока не создал работающую вакцину.

Несмотря на жуткую обстановку и нехватку времени на тщательные исследования, это был один из самых удачных периодов в карьере Льюиса. После пандемии ему пришлось несколько лет заниматься административной работой, а новые исследования в лаборатории не приносили результатов. Пол Льюис умер в Бразилии в процессе изучения жёлтой лихорадки. Уже после его смерти один из его учеников — Ричард Шоуп доказал, что грипп вызывается вирусом.

Освальд Эвери. Источник

Освальд Эвери

В 40 лет Освальд Эвери всё ещё не был выдающимся учёным — у него были исключительные способности, но к славе он не стремился. Руфус Коул, первый директор госпиталя при Рокфеллеровском институте, заметил талант Эвери и в 1917 году пригласил его работать над сывороткой против гриппа.

Вместе с Коулом и другими учёными института Эвери создал вакцину и сыворотку от пневмококка — именно пневмония была самым распространённым осложнением после гриппа, которое часто приводило к смерти. Он занимался изучением палочки гриппа ещё несколько лет после окончания пандемии, а затем переключился на исследование пневмококков и занимался этим до конца научной карьеры.

Про Эвери в научном мире говорили не так много, потому что публиковался он нечасто — например, с 1934 по 1941 год не вышло ни одной статьи учёного. В лаборатории под его руководством работали молодые исследователи, но он не разрешал ставить свою фамилию под их научными работами, а его собственные исследования продвигались медленно. Эвери искал лекарство от пневмонии и изучал, как трансформируются бактерии, а в итоге сделал открытие, в корне изменившее генетические исследования.

В 1944 году Эвери с коллегами доказал, что ДНК является носителем генетического кода. Это невероятное открытие заложило основы современной молекулярной биологии и в тот момент было настолько революционным, что Нобелевский комитет не решался дать ему премию: пока теорию не подтвердили другие учёные, излишнее внимание к ней было риском. Проработав в лаборатории всю жизнь и достигнув пика научной карьеры в 67 лет, Освальд Эвери так и не стал нобелевским лауреатом.

Понравился материал? Читайте книгу Джона Барри и узнаете больше историй о людях, благодаря которым человечество справилось с главной пандемией минувшего столетия

Стандартное изображение
Издательство «Альпина Паблишер»