Возможно, карьера группы Rammstein — самая поразительная за всю историю немецкой поп-музыки. Ведь после некоторых сложностей в начале первый релиз c довольно старомодным названием Herzeleid в 1996 году превратился в настоящего мегалидера продаж. Herzeleid не только продержался в топ-50 лучших альбомов в Германии на протяжении нескольких недель и пять раз поднимался в хит-парады в течение первых двух лет после выхода, но и был продан в общей сложности в количестве полумиллиона копий. Даже осенью 1997 года пластинка всё ещё была в первой десятке альбомного хит-парада страны, вплоть до того момента, как следующий альбом группы — Sehnsucht — поступил в продажу, моментально заняв первые места в чартах.
Музыкальные журналисты Михаэль Фукс-Гамбёк и Торстен Шац рассказывают неофициальную биографию Rammstein — от создания группы до альбома Liebe ist fur alle da. На протяжении многих лет Михаэль и Торстен с неослабевающим интересом наблюдают за умопомрачительной и самобытной карьерой группы. Авторы изучили массу сайтов и форумов поклонников группы, перечитали бесчисленное количество газетных статей/интервью и собрали множество информации о группе — всё это для того, чтобы в один прекрасный день прийти к выводу: биография Rammstein наверняка станет захватывающим произведением о современной истории, практически триллером.
Попытаемся узнать, в чём секрет успеха группы, эпатажные песни которой нарушают все мыслимые табу.
Бескомпромиссность и оригинальность
Участники Rammstein вызывали симпатию с первого взгляда. На интервью они производили впечатление местами неуклюжих, но одновременно с этим весьма уверенных в себе и остроумных людей. А главное — они точно знали, куда метили: на самый верх. Это гипертрофированное чувство собственного достоинства производило сильное впечатление, поскольку особенного потенциала стать хитами у их песен не было.
То, что любопытствующий зритель мог видеть и слышать, было бескомпромиссно, провокационно, неоднозначно и невероятно оригинально. С момента их большого прорыва в 1997 году в Германии Rammstein вызвали на родине не одну волну горячих споров в прессе. Их коммерческий успех был настолько заметным, что ни одно СМИ не могло обойти стороной новообразовавшийся коллектив. В то время в связи с группой речь часто шла о «неонацистском роке», о «беспощадной эстетизации фашизма», об «абсолютно бессмысленном и бессодержательном выпячивании силы» — так писали журналы Stern и Spiegel о группе, воспалявшей умы до крайности.
Настоящие шоумены
Шесть полуобнажённых мужчин поигрывают своими натренированными мышцами, за их спинами вспыхивает фейерверк, а во время одноимённой песни Rammstein лидера группы Тилля Линдеманна, облачённого в специальный костюм, поливают залпом из огнемёта. Это зрелище? Шоу в чистом виде? Кокетничанье со «злом», что бы оно ни значило?
Сама группа называет себя «современными шоуменами». Rammstein — это артистичные звёзды сегодняшнего, а может быть, и завтрашнего дня: они скандальны, радикальны, эпатажны и порой банально злобны. «Можно, конечно, по-разному развлекать публику, — говорит Пауль. — Можно встать на край сцены как Робби Уильямс или Фред Дёрст и приставить ладонь к уху, что, по моим представлениям, просто омерзительно. Просто противно — такое подхалимство. Но они пусть продолжают в том же духе. Мы же принципиально не разговариваем на сцене. Дикторы на телевидении не говорят же между новостями — они сообщают факты. И этого хватает».
С самого начала карьеры Rammstein их девиз на сцене звучал так: «Не мелочиться — работать с размахом». Именно концерты стали весомой причиной того, что участники коллектива практически с ходу превратились в медийное и общественное событие особого рода. Достаточно посмотреть на бесчисленные отзывы посетивших выступления группы со всего света на фанатских форумах, чтобы понять, насколько сильно Rammstein впечатляют и восхищают вживую. Не только огонь говорит сам за себя на их концертах. С каждыми новыми гастролями они вновь и вновь производили сенсацию, добавляя в своё шоу новые элементы.
Провокационная романтика
Похоже, группу Rammstein постоянно привлекает искусство провокации и провокация в искусстве. Весомую часть своего творчества музыканты посвящают шизофрении, опасностям, наваждениям — иначе говоря, личному апокалипсису. Словом, слишком смело играют музыканты с огнём (как в переносном смысле, так и в прямом — на сцене). Этими темами восточногерманские рокеры занимались и занимаются по сей день. Эпатаж, по всей видимости, доставляет им массу удовольствия.
При этом бросается в глаза, что особенно в текстах песен со второго альбома Sehnsucht, несмотря на все резкие выходки, агрессию и отсутствие табу, кроется сильное стремление к романтике. В этом плане и по сей день ничего не изменилось. То есть, может быть, музыканты Rammstein — глубоко в душе романтики? «Нам, конечно, очень приятно, — рассуждал Флаке в интервью с музыкальным журналом Zillo в выпуске 9/1997, — когда люди видят в наших текстах романтический смысл. Но мы не хотим никому навязывать, как нужно понимать наши песни. Искусство лишь тогда свободно, когда оно не разъясняется, а остаётся открытым любой интерпретации».