По следам «Дюны»: 8 грандиозных космоопер, которые написаны в лучших традициях великой саги

Вселенная Дюны не нуждается в представлении. Фрэнку Герберту удалось создать не просто фантастическую сагу, а масштабный культурный феномен, вышедший далеко за пределы литературы. Три экранизации (в 2021 году нас ждёт еще одна), множество видеоигр, отсылки в музыкальных произведениях и культовых кинофильмах — эти книги вобрали в себя всё самое лучшее, что есть в космической фантастике. В день памяти великого писателя делимся с вами произведениями, написанными в традициях его бессмертного шедевра

11 февраля – день памяти Фрэнка Герберта, создавшего мир Арракиса, вселенную Дюны, наполненную всеми элементами по-настоящему культовой саги. Не так давно мы писали об этом феномене, рассуждали о грядущей экранизации и вряд ли стоит сильно повторяться.

«Дюна» создана по канону космооперы, содержащем обязательные элементы: масштаб происходящего, эпичность событий, большое количество персонажей, космос, звёздные системы, инопланетные расы и сюжетную линию, включающую обязательную борьбу. 

Борьба, как правило, ведётся ради Высшей цели, и на пути к ней героев ждут потери, находки, негаданные радости, вполне ожидаемые беды, а также яркие приключения.

Именно этот коктейль, включающий в себя перенаселение Земли, дефицит природных ресурсов, распределение благ по социальным лифтам, борьбу за пальму первенства среди держав-лидеров, создал половину успеха легендарной вселенной.

Живые проблемы, чуть прикрытые флёром фантастического допущения. Болевые точки, разбавленные ярким и неординарным миром Дюны, сделали вселенную Герберта популярной. 

Если же вдруг вам захочется не думать о параллелях с реальностью за окном, телепропаганде или меняющейся новостной ленте браузера, не страшно. Гениальности Герберта вполне хватит, чтобы обеспечить погружение в жутковатый, притягательный и реалистичный мир Арракиса. Кочевой планеты, где шорох песчинок сильнее морского прибоя, а вода смертельна для существ, дарующих жизнь этим краям. Где огромные харвестеры бороздят пустыню в поисках меланжа, и Пол Атрейдес, ставший дитем пророчества, ступает на обжигающую тропу войны за будущее.

Говоря о книгах, схожих с гениальной эпопеей Герберта, можно выложить перед вами солидный список. И, ни слова не соврав, назвать многие «вехами», «прорывом», «культом», «новым взглядом» и прочими эпитетами.

Джон Скальци и трилогия «Взаимозависимость», с поразительно интересной теорией обитаемого космоса, живущего благодаря Потоку и вместившего в себя эпическую борьбу внутри Священной империи.

Ричард Морган и цикл «Такеси Ковач», получивший мировую известность после сериала «Видоизменённый углерод». Серия, сумевшая объединить как увлекательную историю о населённых частях Галактики с обязательными столкновениями интересов, так и великолепный киберпанк, наполненный чудесной философией о природе человеческой души.

Лоис Буджолд и серия «Барраяр», где есть Майлз Форкосиган, настоящий космический «Тирион Ланнистер», планета Барраяр и сотни других миров. Интриги, войны, хитросплетения отношений людей и человеческого общества. Огромный космос и борьба за него.

И множество других книг, серий и циклов, написанных и пишущихся прямо сейчас. В сегодняшнем же материале, друзья, остановимся на нескольких примерах классики, старой и новой, зарубежной и российской, полностью уверенные в главном: в вашем интересе к жанру и доверии к нашим рекомендациям.

Гарри Гаррисон, цикл «Мир Смерти»

Сейчас эта книга может показаться немного прямолинейной, местами — чересчур героической и (совсем чуть-чуть) не толерантной. Но попробуйте вернуться на Пирр и…

Язон дин Альт снова окажется новобранцем посреди жутких джунглей неукротимого мира смерти, ощутит тяжесть кобуры на предплечье, столкнётся с тварями, жестокость которых невозможно представить, и станет побратимом самым отмороженным и опасным людям Вселенной.

Настоящая классика никогда не ржавеет, как бы того не хотелось любителям нового и современного. Пирряне, ровно как их мир, останутся сильными и выживающими. Всегда и везде.

Язон ДинАльт – персонаж особенный, по сей день стоящий особняком в ряду представителей жанра. На неукротимой планете горы мышц, стальные челюсти и железные кулаки каждого её обитателя значительно превосходят способности протагониста, который оказывается слабейшим звеном в обществе настоящих героев.

Тем временем флора и фауна Пирра планомерно и на редкость эффективно избавляются от инопланетных гостей.

Социальная, антивоенная, гуманистическая и планетарная фантастика – всё это одинаково применимо к столь увлекательному, на удивление простому и самобытному произведению. Где после первой книги легко находится место другим планетам, удивительным и таинственным.

Роберт Хайнлайн, «Звездный десант»

«…Во имя вечной славы пехоты

Да прославится имя Роджера Янга» (с)

         У книги Роберта Хайнлайна в этом году юбилей. Ровно шестьдесят лет прошло с первого журнального издания небольшого романа, сделавшего автора знаменитым.

         «Звёздный десант» — наиболее удобный русскоязычный перевод названия, сразу говорящий о сюжете и героях книги. 

         Книга удивительно реалистична. Хайнлайн не стал создавать межгалактических империй, популярных в фантастике того времени, а просто показал один из возможных путей развития объединённой Земли. Мира, вставшего на путь жёсткости и военного порядка. Сарказма и иронии фильма, снятого Верховеном, в книге нет. Зато в ней есть другое: подлинная судьба Джонни Рико, живого человека, а не автомата, приставленного к ружью. Галактическая война с Чужими. Огромные и маленькие человеческие трагедии мира, живущего бок о бок с космосом.

         Присутствуют ли здесь жуки и боевые мясорубки? Конечно. Только всё боевое тут очень трагично в своей повседневности. И смерть родных Рико вовсе не мимолётна. Прочтите одну из самых популярных книг Хайнлайна, если не читали раньше, и вам станет ясно почему:

Похожие материалы:  Династия Таргариенов и «рефлекс Земмельвейса»: что общего у спин-оффа «Игры престолов» и Coca-Cola?

         «…во имя вечной славы пехоты» (с)

Ник Перумов, дилогия «Империя превыше всего»

Как-то раз мастера пера и фантазии спросили: «О чём бы вы хотели написать?». И Ник ответил:

— О биоморфах.

Появившись в нулевых, дилогия «Черепов» стремительно завоевала популярность. Было с чего: масштаб, альтернативное будущее, жесточайшие сражения, великолепный шпионский заговор, вплетённый в сюжет, Чужие, их оружие. И солдаты, сброд человеческого сектора космоса, не святые, не демоны, а самые обычные люди.

Книга, имеющая в себе все черты космооперы, чётко делится на две части: события, связанные с армейской службой и чудовищные столкновения с биологическим оружием, легко преодолевающим расстояния, измеряемые парсеками.

О чём дилогия?

Люди вышли за пределы Солнечной системы, вооружённые термоядерными двигателями и относительно новыми технологиями. Столкнувшись с другими цивилизациями, они смогли зацепиться за новые открываемые рубежи. Но мир человечества не остался прежним. Германская Империя, Четвёртый Рейх, стал единственным государством для всех остальных. В одних местах с ним пытаются бороться, где-то сдались, а несколько оставшихся русских планет вошли в состав Империи на особых правах.

Руслан Фатеев, решивший вступить в ряды кайзеровской армии, попадает в ряды «Мёртвой головы», печально известной нам по Войне. Да, это не СС, а десант, но на своей родине, планете Новый Крым, Фатеев считается предателем.

В это время тихо и почти незаметно появляется новая угроза, с которой можно справиться лишь всем вместе, старым и новым врагам, преданным Империи немцам и свободолюбивым русским, а также остальным, порой забывшим свою нацию и предков.

И биоморфы, искусственно выведенные неизвестным противником, живые боевые машины, смогли поразить читателей не меньше, чем реванш Германии. «Империя превыше всего» — великолепная смесь жанров, жгучая как «коктейль Молотова» и увлекающая как живой огонь костра, не отпускающая до последней точки.

Александр Зорич, цикл «Завтра — война»

Ещё одна космоопера с уклоном в боевую составляющую, вышедшая в нулевые и лидировавшая по читательским симпатиям. Объединённые нации и их противник, государство Конкордия, где недостаток людей восполняется клонами, единственной религией является зороастризм, а конфликт имеет глубокие корни не только в политике, ресурсах и пространствах для терраформирования, но и в этике с моралью.

Главными героями цикла являлись как участники начавшейся войны, так и обычные люди. Акцент на техническую составляющую, на космическую технику, мало кого оставил равнодушным.

Одной из визитных карточек проекта стал плакат «540 лет военно-космическому флоту» и серия продолжений, созданных как пропаганда со стороны обеих сторон конфликта. «Звёздный» час вселенной, созданной Зоричем давно ушёл в прошлое, но визуальная составляющая до сих пор курсирует в Сети.

И, конечно, космоопера не была бы космооперой, если на арену не вышли Чужие. А что случилось дальше – можно узнать лишь прочитав.

Макс Глебов, цикл «Бригадный генерал»

Этот автор пишет много и не опускает планку. Его основная «фишка» — звёзды и боёвка. На фоне повального увлечения попаданцами и ЛитРПГ простые, но оттого не менее интересные книги быстро нашли своих читателей, выведя Глебова в ряды первой десятки «новых авторов», опирающихся на электронные книги.

Цикл «Бригадный генерал», рассказывающий историю сильного героя, живущего в сотнях световых лет от Земли, подтверждает всё вышесказанное. Если первая книга о бригадном генерале задала интерес, то последующие лишь развивали, привлекая внимание новых поклонников.

Не обделённый вниманием хейтеров, порой записывающих его в очередную «Донцову русской фантастики», автор Глебов действует согласно поговорке о лающей собаке и идущем караване. И на текущий момент делает это блестяще.

Межзвёздные войны, кровопролитные схватки с чужими расами и сражения бок о бок с другими инопланетянами. Потрясающая динамика, масштабность происходящего и авантюрная романтика далёкого космоса.

И в заключение, друзья, мы легко ответим на упрёки об отсутствии в статье «Академии» Азимова или «Гипериона» Симмонса. Ответим легко и непринужденно:

— Вы же и сами прекрасно знаете про вышеуказанные серии прекрасных авторов. А если не слышали раньше, то сейчас увидели подсказку. Добро пожаловать в мир космоса, не ограниченного «Звездными войнами», Star Trek или многими книгами Сергея Лукьяненко с Олегом Дивовым. И помните: космос затягивает.

Активируйте промокод fantasticbest и получите 20% скидку на сотни шедевров зарубежной фантастики!

Стандартное изображение
Дмитрий Манасыпов
Российский писатель, работающий в жанрах альтернативной истории, боевой фантастики, фэнтези.