«Зловещая долина»: почему «Хоббит» лишился магии, присущей «Властелину колец»

10 лет назад в мировом прокате стартовала трилогия «Хоббит». Это один из самых сложных и неоднозначных голливудских проектов нашего времени, а история его создания тянет на отдельный фильм. Специально для ЛитРес: Журнала киножурналистка Татьяна Шорохова разбирает легендарный проект Питера Джексона по вселенной Толкина.

По промокоду febrislove дарим скидку 20 % на каталог Литрес + 2 книги из подборки в подарок!

10 лет назад мы с друзьями отправились в Хельсинки, чтобы посмотреть новое чудо чудное, диво дивное – фильм Питера Джексона «Хоббит: Неожиданное путешествие» в формате 48 кадров в секунду. Уподобившись Бильбо Бэггинсу, мы храбро погрузились на паром, пережили ужасную качку, чтобы занять свои места в кинотеатре. 

Через несколько минут я выбежала из зала, зажимая рот рукой. 

К сожалению, я оказалась среди тех, кто не смог вынести попытку режиссера окунуть зрителя непосредственно в действие благодаря невероятной четкости картинки и качественному 3D (помните такой формат?). Лично мне показалось, что Джексон добился абсолютно противоположного, поскольку я видела приклеенные усы, парики, а также густо наложенный на лица актеров грим. Само изображение как будто сошло с экрана моего телевизора – был такой режим сглаживания, дающий аналогичный результат. Магия кино испарилась.

Конечно, я пересмотрела фильм уже дома, в Питере, на большом экране, в обычном виде. И тут уже стало понятно, что напрочь испарилась магия книжки, ведь Толкин писал «Хоббита» задолго до «Властелина Колец», и эта небольшая книга предназначалась скорее детям, нежели взрослым. При этом, как и любая очень качественная детская литература, «Хоббит» не так уж и прост: несет в себе отсылки к скандинавскому культурному наследию, отдает дань любимым авторам Толкина и, конечно, древнеанглийской литературе. 

Как можно было снять три фильма по маленькой книге? Когда Питеру Джексону в 2014-м предъявляли эту претензию, он отвечал так: «Сколько людей, столько и мнений. Если к каждому прислушиваться, можно сойти с ума. В моих фильмах – то, что я бы хотел увидеть сам. И если вам кажутся скучными какие-то сцены, что ж, простите, но они отражают мои вкусы»

На вкус автора этого текста, трилогия «Хоббит», которая начала выходить в прокат с декабря 2012-го, производит впечатление зловещей долины. Вроде бы все на месте: дивный Бильбо в исполнении Мартина Фримана, слегка безумный Гэндальф (Иэн Маккеллен), хаотичная группа гномов, роскошные пейзажи Новой Зеландии, великолепная работа дизайнеров по костюмам и декораторов, ужасающий дракон, но… Как новые технологии лишили изображение магии кино, так и особенности голливудского бизнеса лишили «Хоббита» волшебства, присущего «Властелину колец». 

Для того чтобы понять, почему трехсотстраничная книга стала тремя огромными фильмами, надо знать историю создания «Хоббита» Питера Джексона, которая сама по себе тянет на отдельный и, если честно, куда более увлекательный фильм. 

Хоббит, деньги, два суда

Понедельник, 31 мая 2010-го, ознаменовался грустной для киноманов мира новостью: Гильермо Дель Торо покинул проект. Он был включен в него с 2008-го, потратил на подготовку два года жизни, однако, поскольку студия никак не могла определиться с датой начала съемок, с тяжелым сердцем ушел работать над своими фильмами. Но почему Питер Джексон не занимался экранизацией? Казалось бы, кто еще вернет Средиземье на экраны, как не человек, стоявший у руля киноверсии одной из самых сложных и считающихся неподъемными для экранизации книг?

У Джексона с 2005 года длился суд с компанией New Line, которая, как счел режиссер, задолжала ему немалую сумму от продажи сопутствующих товаров (мерчендайза), видео и компьютерных игр, связанных с «Братством Кольца». При этом он не отказывался снимать «Хоббита», напротив, он надеялся, что уладив суд, сразу приступит к работе. Но сооснователь New Line Роберт Шей настолько разозлился на режиссера, что в январе 2007-го, спустя почти два года судебных разбирательств, заявил, что Джексон и без того получил уже четверть миллиарда долларов согласно всем существующим контрактам и сотрудничать с человеком, который пытается отсудить еще денег, он не собирается.

В итоге Питер Джексон согласился на пост исполнительного продюсера фильма (Шей к тому времени уже пошел на попятную), и в феврале 2008-го студия Warner, поглотившая относительно независимую New Line Cinema, объявила, что «Хоббит» в двух частях выйдет в прокат в декабре 2011-го и через год – в декабре 2012-го. Для Голливуда планирование релиза крупного фильма – дело серьезное. Пока ковид не вмешался, студии сражались за важные для них даты, заранее определяя свои блокбастеры под Рождество, на День независимости и т. д. Пообещав «Хоббита» в 2011 и 2012 годах, сотрудники Warner должны были выпустить фильмы, невзирая на препятствия. Те не заставили себя ждать. 

Спустя несколько дней после объявления премьерных дат «Хоббита» сын Джона Толкина, Кристофер, управляющий Tolkien Estate, в чьем ведении находятся авторские права на произведения писателя, вместе с издательством HarperCollins подали в суд на New Line. Якобы студия заплатила только авансовый платеж в 62 500 долларов, а 7,5% от всей прибыли за прокат трилогии «Властелин колец» и мерч, как договаривались, истцы не дождались и теперь требуют 220 млн долларов. Целью иска была остановка съемок «Хоббита», и разбирательство длилось до 2009 года (неизвестно, сколько заплатила студия, чтобы удовлетворить запросы Tolkien Estate), однако, несмотря на это, в апреле 2008-го стало известно, что работать над дилогией будет Гильермо Дель Торо.

Путешествие, которого не было

О «Хоббите» Дель Торо стоит сказать отдельно. Мексиканский режиссер работал над сценарием вместе с Джексоном, его партнершей Фрэн Уолш и Филиппой Бойенс, соавторами сценария «Властелина Колец». Для большей содержательности оба фильма дополнили некоторыми сюжетными линиями. Так, Гэндальф отправился в крепость Дол-Гулдур (у Толкина он покидал Бильбо и гномов без всяких объяснений), а у чисто эпизодического в книгах Некроманта возникла полноценная история. 

К сожалению, между сценаристами возникли творческие разногласия, что задерживало кастинг и начало кинопроизводства. Тогда Дель Торо говорил: «Изменения в сюжете двух фильмов происходили буквально каждую неделю. Скажем, придумали мы что-то, а на следующей неделе оказывается, что это никак не согласовывается с тем, что мы только что написали. Конечно, подбирать актеров тогда мы не могли. К чему создавать ложные надежды, если в какой-то момент выяснится, что эта сюжетная линия была так себе идеей?» Параллельно Дель Торо разрабатывал дизайн существ, утверждал эскизы декораций и определялся со съемочными локациями. 

Каким бы получился «Хоббит» у режиссера «Лабиринта Фавна» и «Хеллбоя»? Увы, точно никто не знает – эту информацию студия хранит в строжайшей тайне. Считается, что у Дель Торо «Хоббит» был бы гораздо мрачнее. Говорят, что он хотел снять более сказочную картину. Точно известно, что Смауг был совсем другим: судя по концепт-арту, он больше походил на кайдзю из «Тихоокеанского региона» – глубоко запрятанные глаза (потому он выслеживает Бильбо по запаху), зияющая пасть, но совершенно по-человечески двигающийся рот, чтобы создать у зрителя дискомфорт. По слухам, когда Дель Торо представил дизайн Смауга, художники фильма выразили протест, поскольку его видение никак не согласовывалось с тем, как драконов изображали в западной мифологии. 

Эскиз дракона Смауга в исполнении Гильермо Дель Торо

Дель Торо видел «Хоббита» в определенной цветовой схеме в зависимости от времени года. Так зрителю было бы проще осознать длительность путешествия Бильбо и гномов. Что самое интересное, Дель Торо якобы планировал рассказать «Хоббита» в стиле «Расёмона»: мы бы увидели одну и ту же историю с точки зрения разных персонажей. 

Но Голливуд только со стороны кажется фабрикой грёз. На деле это чудовищно неповоротливая махина, способная уничтожить любую мечту – даже такого уважаемого постановщика, как Гильермо Дель Торо. Тут можно вспомнить о финансовой уязвимости студии MGM, страдавшей от огромных долгов. Откуда взялась MGM? Дело в том, что права на экранизацию «Хоббита» исторически поделили несколько студий, и MGM, владевшая половиной прав, должна была не только вложиться в фильмы, но и прокатывать их за границей. New Line тоже потряхивало после слияния с Warner, и студийные неурядицы никак не приближали «Хоббита» к началу съемок. В итоге Дель Торо принял самое тяжелое решение в жизни – отказаться от работы над картиной, чтобы дальше снимать свое кино.  

Похожие материалы:  Гремучая смесь британской классики и современных реалий: так ли хорош скандальный сериал «Бриджертоны», или это лишь раздутый хайп?

И все-таки Джексон

У Питера Джексона тоже были свои планы: пока Дель Торо снимал бы «Хоббита», он собирался снять «Хроники хищных городов». «Но к моменту его ухода, было потрачено много денег, – говорит Джексон. – Перед нами встал вопрос: нанимать нового режиссера, который будет поднимать проект с нуля, еще дальше оттягивая начало съемочного периода? Или же я влезу?».

Отбросив все наработки Дель Торо, Джексон начал бешеную гонку за «Хоббитом», делая лишь трехчасовые перерывы на сон в сутки. Перед «Властелином Колец» режиссер в спокойном темпе три с половиной года готовился к съемкам, но сейчас у него было всего полтора года. Одним из главных изменений было решение превратить дилогию в трилогию. В знаменитом видео из фильма о съемках «Битвы пяти воинств» Джексон говорит, что работа велась экспромтом и он понятия не имел, что делает, снимая «Хоббита». 

В интервью Independent, которое режиссер дал в 2018 году, слова Джексона звучат как попытка оправдания. «Это мы придумали позвать Гильермо и чувствовали ответственность. Нельзя было нанимать человека, который тоже мог уйти. Но у меня практически не оставалось времени на подготовку. Прежде я никогда не работал над фильмом без раскадровок, аниматики (озвученной раскадровки – прим. ред.), превизуализации. Приходилось действовать интуитивно каждый божий день, и потому мне было не до сантиментов. С другой стороны, мне хватило опыта для этого. Но вся ответственность лежала на мне»

Ричард Тейлор, креативный директор компании Weta Workshop, основанной Джексоном, описывал работу над «Неожиданным путешествием» так: «Мы прокладывали пути для поезда, который во весь опор несется на нас». Доходило до того, что иногда режиссер просил съемочную группу пообедать подольше, чтобы успеть сосредоточиться в течение часа на следующих сценах. Хаос сопровождал первую и вторую части трилогии, но когда подошло время снимать третий фильм, Джексон осознал, насколько тяжко ему придется с кульминационной сценой масштабного сражения, и, чтобы хоть как-то подготовиться, отослал всех актеров по домам. 

Добавьте к этому скандал, связанный с актерскими профсоюзами Новой Зеландии: Джексон грозился перенести съемки в Европу, если те не изменят свои требования (про конфликт можно прочитать здесь). Пока не вмешалось правительство страны, съемки «Хоббита» находились под очередной угрозой срыва. 

Одним из самых сомнительных решений Джексона было снимать «Хоббита» со скоростью 48 кадров в секунду вместо привычных зрителю двадцати четырех. Он объясняет это так: «Сто лет назад фильмы снимали со скоростью 16 кадров в секунду, без звука и без цвета. И если заглянуть на сто лет вперед, то не знаю, каким будет кино, но уж точно не 24 кадра в секунду и не в 2D. Люди все реже ходят в кинотеатры, нам приходится сражаться с другими формами развлечения. Поэтому, чтобы привести зрителя в кинотеатр, нам нужно экспериментировать, чтобы выжить».

После завершения трилогии «Хоббит» в широком мировом прокате было только два коммерческих полнометражных фильма с высокой частотой кадров – «Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча» и «Гемини». Оба снял Энг Ли. Оба финансово провалились. 

Критика и экономика

Можно ли подходить к «Неожиданному путешествию» с теми же мерками, что и к «Братству Кольца»? Учитывая все вышенаписанное, вряд ли. Вторая трилогия из жизни Средиземья снималась впопыхах вследствие множества студийных ошибок. Все три «Хоббита» собрали в мировом прокате почти 3 млрд долларов, но не могут похвастаться теплым приемом критиков. «Возвращение короля» стало триумфатором на церемонии вручения премий Американской киноакадемии – картина получила «Оскары» во всех 11 категориях, в которых была номинирована. «Битва пяти воинств» – единственный из шести фильмов Джексона по Толкину до сих пор держит «гнилой» рейтинг на агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes (59%). 

При всех проблемах назвать «Хоббита» провалом невозможно. Одна только Новая Зеландия получила массу бонусов, став воплощением фантазии Толкина на Земле. Согласно местному Совету по туризму, за 12 лет, прошедших после выхода первого «Властелина Колец», количество туристов увеличилось на 87%. Декорация Хоббитона с 2003 года открыта для посещения, по ней ежедневно проводятся двухчасовые туры, и к моменту выхода третьей части «Хоббита» в 2014 году там побывало более 700 000 человек. Ни один режиссер собственноручно не поднял экономику страны так, как Джексон. 

Как и «Бэтмен против Супермена», «Хоббит» стал памятником всех сложностей, подстерегающих кинематографистов на пути к экранизации знаменитой интеллектуальной собственности. Студии требуют одного, режиссер видит другое, а есть еще и фанаты, которым необходимо потрафить, чтобы не получить разгром в социальных сетях. Все же при выходе «Властелина Колец» интернет еще находился в довольно нежном возрасте, и обсуждения фильмов велись по большей части на форумах киносайтов. 

Как смотрится «Неожиданное путешествие» спустя 10 лет? Увы, фильм совершенно точно не стал классикой кино. Но всем, кто видел его в детстве, еще не раз придется испытать ностальгию, глядя как молодой Бильбо бежит со свитком вслед за гномами. А где ностальгия, там, перефразируя обращение Теодена к Гэндальфу, никакая критика не работает.

Понравился материал? Читайте и слушайте больше книг и лекций по вселенной Толкина!

Стандартное изображение
Татьяна Шорохова
Журналист, соосновательница сайта kkbbd.com