«Звёздные войны» – феномен, который перевернул индустрию развлечений. Культурный маркер, почти полвека находящийся с человечеством. Задумка гениального американского кинопродюсера выросла в нечто большее, чем франшиза и породила даже официальную религию, а ещё множество книг по мотивам культовой саги. О Лукасе, Дарте Вейдере, войнах клонов, прошлом и будущем вселенной рассуждаем в статье.
Почему «Звёздные войны» оказались настолько популярны?
Ответ на этот вопрос давался многократно, озвученный как маститыми кинокритиками, так и прочими создателями, благополучно писавшими и снимавшими собственные вселенные. Парадокс, но в, пожалуй, главном фантастическом сериале цивилизации фантастики не так и много. В отличие от родственного фэнтези, вестернов и авантюрно-приключенческих жанров.
Главными протагонистами здесь, так или иначе, являются рыцари-джедаи, эталонные защитники справедливости, насаждающие её с помощью Силы и световых мечей. Эдакие Галахады без круглого стола, совершающие подвиги ради высших идеалов, но при этом не задумывающиеся об их настоящей природе.
Здесь, рядом с Корусантом и демократией, царят рабовладение, пиратство, торговля людьми, захваты территорий, свойственные Средневековью и эпохе географических открытий.
Каждая новая глава «Звёздных войн» рассказывает об очередном противостоянии Добра со Злом, заканчиваясь финальной битвой соперничающих сил и отсутствием настоящего эффекта. До появления Империи, во время неё и после, ничто не мешает хаттам (прим. расе больших брюхоногих существ) оставаться хозяевами Татуина. И лишь возвращение Бобы Фетта, неожиданно выжившего и решившего показать «кто здесь хозяин», смещает этот пункт, отправляя в никуда Биба Фортуну, решившего занять место босса.
Основное отличие мира Скайуокеров от того же «Звёздного пути» – его явное несовершенство. Там, где экипаж «Энтерпрайза» отправляется на Дальние Рубежи ради изучения Вселенной, опираясь на мощь объединенных миров, здесь царит самый настоящий Дикий Запад. И даже летающие пары истребителей X-wing, как показал «Мандалорец», не в силах навести порядок на осколках хозяйства Палпатина.
В оригинальных «Звёздных войнах» практически не давалось объяснения множеству любопытных фактов. Соседство никелированно-футуристических крейсеров Набу и «Тысячелетнего Сокола», такого неуклюжего с виду, подавалось настолько естественно, что никого не удивляло. Опреснители, дающие воду на Татуине, словно не меняли своей конструкции веками, но при этом никого не задевали высокотехнологичные протезы у обоих Скайуокеров мужской линии.
Как нам кажется, именно подобные несоответствия и несовершенства, в совокупности с громадой самой «далёкой-далёкой Галактики» и создали феномен, захвативший зрителей и поклонников, начиная с не менее далёкого 1977 года. Хотя у нас с вами, друзья, всё началось на десять лет позже.
Прошлое и рефлексия
Поколению зумеров тяжело представить мир без интернета, возможности посмотреть онлайн любимое кино или получения информации о чём-то интересном, прямо сейчас коснувшись экрана телефона. Они уже родились в мире сериалов, игр, аниме и комьюнити по интересам.
Ценность саги Лукаса для всех разная, и автор статьи, знать не зная точного года ПБЯ (прим. «После битвы за Явин»), если речь о явлении адмирала, гранд адмирала Трауна, любит мир джедаев не меньше настоящих фанатов. Тех самых, что легко перечислят все события KOTOR (прим: Star Wars: Knights of the Old Republic), без раздумий назовут имена учеников Дарта Ревана или классифицируют истребители Новой Республики в порядке поступления в войска.
Автор просто любит «Звёздные войны» и прекрасно помнит, как они вошли в его жизнь.
В 1990-м году советского детства случилось два главных события: в Италии прошёл чемпионат мира по футболу, а в кинотеатрах с СССР вдруг показали первую часть «Звёздных войн».
Мне гулялось, интернета не было, а про новинки кинопроката узнавали из афиш. И возле белого плаката с надписью «Звездные войны: новая надежда», простоял минут пять, не веря увиденному. «У нас, в Отрадном, в кино?!». В кармане лежала сумма около рубля, касса работала, и билет на первый день показа оказался в руках сразу. Но я все равно не верил.
Через два дня меня ждал кинозал и самая большая любовь в фантастике. Громада «Звёздного разрушителя» гналась за кораблем Альдераана, R2-D2 прятал сокровенную тайну, Дарт Вейдер устрашающе хрипел сквозь фирменный шлем, штурмовики ослепительно блестели и веселили тупостью, гудели световые мечи и свистели залпы Ти-файтеров, Люк тупил, а Хан Соло, криво ухмыляясь, стрелял первым.
Первым, Карл! Но главным событием стал огромнейший мир, где накручивал петли «Тысячелетний Сокол», границы Вселенной казались необозримыми, а красота видов, начиная с самого первого, затмевала всё, виденное в кино ранее.
Трилогия и остальное
Оригинальная трилогия Лукаса, закончившись битвой при Эндоре и возвращением падшего джедая, породила армию поклонников. Редкая франшиза может похвастаться чем-то подобным, и только о двух есть упоминание в кинокультуре.
В «Дьявол носит «Прадо» героине Энн Хэтэуэй пришлось правдами и неправдами доставать ненапечатанное продолжение «Гарри Поттера» для детишек своей начальницы. Про поклонников же «Звёздных войн» снят целый фильм, названный совершенно правильно – «Фанаты».
Упоминание о бракосочетании двух продавцов, одетых как штурмовики, в сочетании с прочими моментами, включая меч из лазерного кальяна, сделанный Кевином Смитом в ироничной комедии «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар», оставим за кадром.
Повторимся: армия фанатов не могла не заставить боссов киностудий найти дополнительные возможности выжать побольше денег из франшизы. Благо сам Лукас явно не собирался бросать любимое детище. Пережив 80-е–90-е без чего-то серьёзного, последний год ХХ века стал новым стартом Star Wars. История Энакина Скайуокера и генерала Кеноби, расширившая визуальную составляющую саги, закончилась там же, где началась двадцатью годами ранее – на Татуине.
Лукас, оценив мощь новых технологий, реализовал практически всё задуманное. Зрители увидели Корусант – планету-город, не засыпающую ни на минуту, Дальние рубежи и создание первых Разрушителей, поединки джедаев и дроидов, Набу, Кашиик и остальные планеты, ранее лишь упоминавшиеся. И, конечно же, те самые Войны Клонов.
Лукас же, вовремя поняв потенциал компьютерной анимации, сделал последние именно мультипликационным сериалом, сперва воспринятым неоднозначно, но сейчас ставшим культом не менее, чем оригинальная трилогия. Именно в нём границы мира, связанного со Скайуокерами, стали невообразимо огромными, а существа, населявшие его, из фона превратились в настоящих героев. Как и события, происходящие во вселенной, созданной Лукасом.
Сейчас, после окончания трилогии с Рей, ушастыми поргами и великолепным Адамом Драйвером, сыгравшим не самую лучшую роль своей кинокарьеры, а также после великолепного «Изгоя» и спорного «Хана Соло», поклонникам остаётся лишь ждать: что же будет дальше.
Тем более, что великолепный Джон Фавро, решивший не накручивать сюжетные петли, а обойтись скромным и всем понятным вестерном, снял два сезона «Мандалорца».
Именно этот сериал наглядно продемонстрировал наличие в пороховницах мира Лукаса весьма сухого пороха, вернул фанатам уже упомянутого Бобу Фетта, когда-то нелюбимую, а теперь обожаемую Асоку Тано, показал нам несколько новых миров и доказал, что главное в мире «Звездных войн» вовсе не графика, а душа и любовь к вселенной.Новость же о начавшихся съёмках сериала о жизни магистра Кеноби, для чьей роли Юэн Макгрегор совершенно не стар, дает всем нам, любящим истории «далёкой-далекой Галактики», ту самую «Новую надежду».