Убийство на сексуальной почве – одни из самых страшных и распространённых видов преступлений. И хотя поведение маньяков во многих случаях предсказуемо, ответы на некоторые вопросы до сих пор не найдены. Почему люди совершают преступления? Какие обстоятельства влияют на человека, из-за чего появляются мысли о насилии?
На эти и многие другие вопросы постарались дать ответ опытные профайлеры – учёные и сотрудники ФБР, специализирующиеся на создании психологических характеристик поведения. Вместе с ними американский криминалист и автор бестселлеров Джон Дугласпоможет разобраться, какие типы преступников существуют и как распознать маньяка.
Мир грёз
Многие из убийц признают, что начинали фантазировать на тему изнасилования с ранних лет. В ответах опрошенных преступников называется возраст в диапазоне от 5 до 25 лет: это говорит о том, что фантазии не ограничиваются проявлением только в детском возрасте, но по мере взросления они развиваются.
Анализы показали, что сексуальные маньяки, подвергшиеся насилию в детстве, начинали фантазировать на эту тему раньше других преступников. Когнитивные паттерны убийц проявляются в мыслях с яркой визуальной составляющей, тематика фантазий основывается на проявлении агрессии и всегда связана с такими аспектами, как месть, контроль, доминирование, изнасилование, причинение боли и т.д.
Система классификации осуждённых за изнасилование
Существует классификация насильников, которая рассматривает сочетание сексуальной и агрессивной мотивации. Так, выделяют 4 типа: компенсаторные насильники, для которых преступление – выражение фантазий, озабоченности и извращений; насильники эксплуататорского типа совершают импульсивные хищнические действия, где сексуальная составляющая имеет меньшее значение. Замещающий насильник проявляет гнев и ярость, для него жертва – объект ненависти, а половой акт – средство агрессии. Насильник садистского типа выражает свои агрессивные садистские фантазии (происходит смешение сексуальности и агрессии).
Психологические особенности
Организованные преступники более социально адаптированы, чем дезорганизованные. У них налажен чёткий план действий, важная часть которого – втереться в доверие. Убийца может разговориться с жертвой, либо пойти дальше и завязать какие-то отношения. Манера поведения преступника или его внешний вид не будут вызывать подозрений. Однако в момент совершения преступления он может поддаться импульсу. Если половой акт обычно является частью плана, то убийство изначально может в него не входить и произойти после инициирующего сигнала.
Убийство не по плану
Внезапные убийства оставляют мало улик. Когда подозреваемого сложно найти, главную роль в расследовании играют родственники жертвы. Близкие должны приложить усилия, чтобы вместе с полицией сузить круг версий, восстановить хронику событий перед убийством и всячески содействовать установлению картины преступления. С фактом внезапного убийства сложнее всего примириться, так как порой невозможно найти и объяснить причины случившегося.
Контроль расследования
Многие убийцы, которые следят за ходом дела, получают удовольствие от того факта, что их деяния привлекли внимание полиции, но сами они не пойманы. Преступники могут принимать непосредственное участие в расследовании и проявлять к нему живой интерес. Такая вовлечённость помогает маньяку поддерживать степень возбуждения, сравнимую с той, которую он получает в момент преступного акта. Он испытывает удовлетворение от контроля человеческой жизни и действий полиции.