Имя Виктора Франкла известно каждому человеку, который хоть раз серьезно интересовался психологией. Выдающийся ученый, мыслитель, создатель метода логотерапии, его книги издавалась миллионными тиражами, а слова меняли жизни людей. Но чем же он отличался от других великих психологов прошлого столетия, в чем уникальность его теорий? Рассказываем в сегодняшнем материале!
Смысл сквозь меркнущий свет
В каждой области науки есть ученые, которые занимают в ней особое место. Место это определяется не только научными достижениями, но прежде всего личностью самих ученых и их жизнью. Например, таким камертоном человеческой и научной порядочности для физиков был Нильс Бор — знаменитый физик, лауреат Нобелевской премии, при этом человек, скреплявший и определявший эталон общения между учеными. Таким камертоном для современной психологии личности является Виктор Франкл. Он не только автор выдающейся психологической теории, в которой центральное место занимают понятия смысла и духовного измерения человека. Его собственная жизнь оказалась ярким подтверждением, «проверкой» его концепции, посвященной «мужеству жить», мужеству принимать жизнь в самых трудных, подчас невыносимых ситуациях.
Виктор Франкл был современником XX века, отмеченного тяжелейшими испытаниями и трагедиями, требовавшими осмысления. Каков человек? Что им движет? Куда он устремлен? Чем можно оправдать, объяснить происходящее с человечеством? Именно Виктор Франкл, оказавшись волею судьбы в эпицентре человеческих страданий, смог найти ответы на эти вопросы.
Франкл родился в 1905 году в Вене в небогатой семье министерского работника. Еще в гимназии он решил идти по медицинской линии, а раннее увлечение психологией определило его выбор — он стал психиатром. Его первым профессиональным увлечением был психоанализ Зигмунда Фрейда, однако, столкнувшись с практикой психоанализа, он обнаружил в ней отсутствие человечности, взгляд на личность сквозь призму патологии и невроза. Такое понимание человеческой природы было глубоко чуждо душевным устремлениям Франкла. И он примкнул к другой Венской школе — школе индивидуальной психологии Альфреда Адлера, где обучался психотерапии. Именно в это время начали формироваться контуры концепции самого Франкла, которая в дальнейшем будет названа третьей Венской школой — школой логотерапии.
Индивидуальный подход
Однако это произойдет лишь спустя много лет, уже после окончания Второй мировой войны… Но до войны еще несколько лет, и Франкл шаг за шагом пытается строить свой подход, опирающийся прежде всего на человечность и смысл. Надо сказать, что с первых шагов в профессии он стремился к действенной помощи, ему была присуща глубокая социальная ответственность и искреннее сострадание к человеку независимо от статуса и социального положения. Огромный научный и практический материал, накопленный за эти годы, должен был стать первой книгой, в которой Виктор Франкл смог бы изложить основы своего подхода. Но судьба распорядилась иначе — в 1938 году к власти в Австрии пришли национал-социалисты. Фашизм разрушил все мирные планы, поставив под угрозу саму человеческую жизнь.
Семью Франкла, как и многих других евреев, ждало помещение в концентрационные лагеря смерти. Франкл, будучи достаточно известным ученым, смог получить американскую визу. Однако визу не дали его близким, он должен был уехать один, оставив родителей и невесту в нацистской Германии. После мучительных размышлений Виктор решил остаться вместе с родными, разделив с ними судьбу. В этом шаге был весь Франкл — с его стремлением отдавать себя другим без остатка, быть собой в служении другому.
Один из величайших духовных учителей ХХ века
Спустя короткое время все близкие, не исключая самого Франкла, были вывезены на территорию концлагеря. Ад, который ждал их там, мог бы описать лишь свидетель. Именно это сделает Франкл после войны, пройдя несколько лагерей смерти и чудом оставшись в живых. Он сделает это после того, как узнает о смерти практически всех своих близких, о смерти своей любимой жены, погибшей в последние дни перед освобождением. Он напишет книгу, которую будут читать миллионы людей во многих странах мира.
Эта книга будет подписана его лагерным номером — № 119104 и станет ответом Человека на невыносимые вызовы судьбы: «Несмотря ни на что — „да“ сказать жизни». После этого будут десятки книг, переведенных на многие языки мира, выступления перед огромными аудиториями, встречи с выдающимися учеными, философами, политиками, религиозными деятелями. Франкл станет одним из великих духовных учителей ХХ века. Он не только построит психологическую теорию смысла, глубокую философию человека, но и поможет миллионам людей обрести смысл собственной жизни, даже когда свет вокруг меркнет. Но тогда он вспыхивает в глубине собственной души.