Современный человек в сравнении со своими прадедами имеет гораздо больше преимуществ — как технологических, так и социальных. Прогресс неминуемо приводит к росту продолжительности жизни, человечество стремительно стареет, и в этом есть свои минусы: чем дольше мы живём, тем выше нагрузка на здравоохранение, пенсионное обеспечение и другие социальные институты.
В то же время, мы дольше остаёмся продуктивными и работоспособными. Следовательно, наступает момент, когда можем переосмыслить свой карьерный путь, расставить приоритеты и выстроить стратегию для игры в долгую. Куда приведёт нас новая реальность — не ясно, но достичь процветания вполне реально в любом возрасте, считают преподаватели Лондонской школы бизнеса Линда Граттон и Эндрю Скотт. В книге «Новое долголетие» они делятся своими наблюдениями.
Возраст только цифра
В третьем десятилетии XXI века мы можем наконец перестать слушать, как тикают биологические часы. Средний возраст всех жителей планеты увеличивается за счёт роста экономики, улучшения условий труда и уровня жизни в целом. Статистика показывает, что специалисты пенсионного возраста даже в развивающихся странах всё чаще отказываются от заслуженного отдыха в пользу продолжения карьеры — и не всегда по финансовым причинам. Сто лет назад люди, дожившие до 65 лет, казались глубокими стариками. Сегодня при хорошем физическом здоровье это полноценные члены общества с большим опытом и желанием жить. Чем быстрее мы примем подобный факт, тем проще будет двигаться вперёд.
Будущее начинается сегодня
Второе наблюдение вытекает из первого — независимо от того, сколько вам сейчас лет, впереди ещё целая жизнь. Отныне дальновидность — новая сексуальность. Сегодняшние инвестиции в своё образование, новый опыт, навыки и умения с лихвой окупятся в последующие годы. Если действовать проактивно, идти навстречу изменениям, не дожидаясь, пока они придут сами и застанут врасплох, то вопрос дальнейшего процветания отпадёт сам собой. Немаловажно здесь соблюсти баланс между работой и отдыхом, чтобы в будущем плохое здоровье не усугубило естественные биологические процессы.
Восстание машин откладывается
Тотальная автоматизация и возникшее в связи с этим сокращение рабочих мест перестали быть сюжетом футуристического романа. Теперь это наша реальность. Да, компании часто отказываются от «живых» сотрудников в пользу машин, потому что так можно быстрее и дешевле сделать рутинную работу. Но мало кто знает, что автоматизация ещё и формирует новые рабочие места, снимая с человека простые задачи и давая ему возможности развиваться, находить новое применение своим талантам и расширять функционал компании. К тому же, какими бы умными технологиями ни снабжались роботы, вряд ли в ближайшие 60 лет машина заменит человека на позициях, требующих живого общения и принятия собеседника.
Стабильность в изменениях
Раньше биография значительной части человечества в целом следовала по трехступенчатой модели — учёба, работа, пенсия. Сейчас эта структура размывается и в ней оказывается больше пространства для выбора. Нет потребности всю жизнь работать в компании, чтобы обеспечить себе безбедную старость через невроз и хроническую усталость. Вполне возможно менять место для заработка таким образом, чтобы оставалось время на отдых. С другой стороны, в нашей жизни всё меньше стабильности. Постоянная необходимость самому обеспечивать себя делом сказывается на психологическом состоянии многих людей. Однако именно умение пробовать разное и быть гибким даёт возможность приспосабливаться к изменениям в мире. Сегодня необязательно быть специалистом в чём-то одном и нет ничего зазорного в том, чтобы в течение жизни несколько раз менять карьеру.
Если не я, то кто?
Технологический прогресс открыл человеку мир новых возможностей, повлияв на традиционные формы социального уклада. Мы привыкли к тому, что больше общаемся с собеседниками виртуально — а пандемия только усугубила переход коммуникации в интернет. Всё больше людей не только дружат онлайн, но и работают и решают бытовые вопросы.
Чем гибче социум реагирует на изменения, тем быстрее удаётся ощутить практическую пользу технологий. Но, если мы будем регулярно использовать социальную изобретательность, чтобы избегать живого общения, это отбросит нас в развитии далеко назад. Эмпатия и небезразличие к проблемам другого способны на многое.
Например, менять корпоративную культуру, привлекая внимание к проблеме трудоустройства неопытных или пожилых специалистов. Принятие позволяет формировать прочные социальные связи. Инвестируя в других, мы формируем поддерживающее окружение и меньше рискуем потерять самих себя при смене жизненного курса.
Учиться никогда не поздно
Авторы «Нового долголетия» говорят, что в сегодняшнем мире постоянное самообразование станет необходимостью. Долголетие и связанное с ним увеличение рабочего стажа сопряжены с необходимостью приобретать новые знания и навыки. Те, кому сейчас 20‒25 лет, не единожды сменят карьеру. То же самое касается тех, кто в ближайшие 30 лет выйдет на пенсию. Поэтому уже сегодня они активно учатся новым ремёслам и будут учиться всю жизнь. Государствам и частным компаниям уже сейчас нужно развивать эффективные и адаптивные программы обучения для взрослых. В дальнейшем, когда это станет повсеместной необходимостью, общество не будет испытывать стресс, застряв в переходном состоянии от новичка к специалисту.