Наследники великих: 12 писателей, которые изменили облик современной фантастики

Эти авторы давно перешли из новичков в мастера и заставили говорить о себе весь мир

Мэтры, создавшие фантастику и фэнтези в ХХ веке, к сожалению, уходят. Некоторые навсегда, другие лишь перестают писать. Думать о таком огорчительно, но всегда есть повод не расстраиваться слишком сильно. Наследники великих, принимая эстафету, порой оказываются не менее интересными, самобытными и привлекающими все новых и новых читателей. О некоторых из них эта статья, где мы постарались собрать гайд по авторам, которые давно перешли из новичков в мастера и заставили говорить о себе весь мир.

Джо Аберкромби

Джо Аберкромби, закончивший «Кровь и железо» в свой тридцатилетний юбилей, по праву может считаться одним из королей современного фэнтези. Более того, этот автор, проживающий в Англии, не просто относится к числу лучших имен жанра, он самый настоящий завоеватель темной ипостаси мрачных сказок для взрослых. И мы подробно рассказали о его феномене в одной из статей.

Аберкромби создавал очень неординарный микс позднего времени: лат, луков, арбалетов, антуража, культуры и многих других элементов повествования, роднящих Первый Закон с эпохой Возрождения. Джо творил искусно, очень напоминая любопытную находку художников того времени.

Итальянские живописцы Ренессанса создали технику сфумато – неуловимо прекрасной и перламутрово-прозрачной дымки, окутывающей часть картин. Фокус заключался в желании рассмотреть спрятанное и именно так поступил Аберкромби со своим «Первым Законом». Трилогии, которая сделала автора живой легендой современного фэнтези и поставила Джо в один ряд с классиками жанра. Трилогии, полной темноты, протянувшей свои щупальца внутрь каждого героя. Темноты, полностью оправдывающей жанр «темное» по отношению к фэнтези Аберкромби, вне цикловых книг, а также новой трилогии.

Тэд Уильямс

Этот автор полюбил фэнтези еще в детстве, благо «Властелин колец» в то время неумолимо набирал популярность. Но именно всемирная. известность канона Толкина создала книги, раз за разом повторяющие идеи Профессора: гоблины и орки, эльфы и дворфы, Темное королевство и группа героев, спасающих мир.  Шаблон, сидящий на своем близнеце и погоняющий его картоном, Уильямс, пришедший к писательству через отсутствующий колледж, сценарии для телевидения и театра, работу на почте и торговлю в магазинах, решил написать свое. С, само собой, гвинтом, трубадурами и куртизанками, как сказали бы сейчас. И…

Светлый Ард, мир, опирающийся на мифологию кельтов, появился в 1988 году. «Память, Скорбь и Шип», трилогия, издаваемая в четырех томах, началась с книги «Трон из костей дракона». Именно подход Уильямса, шагнувшего из приевшейся эпичности эпигонов Толкина с Говардом в мрачно-реалистичное повествование, привлек внимание Мартина. И реверансы в сторону «Ордена манускрипта» хорошо заметны в «Песни Льда и Пламени»: ведь именно у Уильямса появился величественный престол короля Арда, спящие на границе снега и льда, странные создания-норны, почти забытые лесные жители, обладающие магией и даже девочка-подросток, которая обожает драться и переодеваться в мужское платье. И приближающаяся ужасная зима…

Ребекка Куанг

Загадочная Азия долгое время не выходила на рынок фантастики и фэнтези, куда чаще поставляя книги философов, учителей-гуру и мастеров тонкой психологической прозы. Но в последнее время её авторы намного увереннее занимают позиции в мировых рейтингах, все больше и больше захватывая мысли читателей. Трилогия «Маковые войны» – отличное и лихое китайское фэнтези, захватывающее с первых строк!

У Рин нет никого. Она просто торгует в лавке тех, кто ее усыновил. А еще, пусть это тайна, Рин – шаманка. И когда в двери ее дома, полного насмешек, издевательств и унижений постучится война, ей предстоит сделать выбор. Сложный, опасный и… манящий. Ведь в её жилах течет кровь шаманов… Единственный шанс избежать этой участи – сдать экзамен в военную академию Синегарда. Но достижение цели оказывается лишь началом в цепи испытаний.

Шеннон Чакраборти

Мы настоятельно рекомендуем трилогию «Дэвабад» всем, желающим отдохнуть от приевшихся магических королевств в духе старой Европы, традиционных попыток повторить атмосферу Сапковского, Мартина, Аберкромби, Сандерсона и прочих авторов, включая уйму современных адептов польского фэнтези. Эта серия станет находкой для любителей зарубежного фэнтези, магических миров и придворных интриг.

Нари не верит в магию. При этом у нее есть необычные таланты – знание языков и способность заговаривать болезни. Это, как и другие трюки, помогает ей жить, занимаясь воровством и мелким мошенничеством на улицах Каира XVIII века. Она надеется, что ей улыбнется удача, и она уедет в Стамбул для изучения медицины.

Скоро ей придется поверить в магию. Нари столкнется с демоническим ифритом и ордой гулей, а потом случайно вызовет могущественного джинна – лукавого и мрачного воителя. Он поведает удивительную историю о пустыне, населенной духами огня. О реках, в которых спят мариды, о руинах некогда великих человеческих империй, о горах, которые охраняют невиданные хищные птицы, и о лежащем за ними Дэвабаде, легендарном Латунном городе, куда «судьба-злодейка» приведет Нари.

Адам Пшехшта

Поклонник спецслужб, конспирологии, ножей и военных боевиков. Как бы странно не прозвучало следующее, но известность пану Пшехште принес цикл романов про офицера ГРУ со звучной фамилией Разумовский. Но нас сейчас куда больше интересует его видение фэнтези. Тем более, что цикл Materia Prima есть фэнтези не только темное и городское, но также включает в себя не менее интересную составляющую из альтернативной фантастики.

Столица Царства Польского, чуть раньше Первой мировой. Район Варшавы, закрытый серебряным частоколом, населен существами из преданий и легенд. Улицы в этих краях ведут совершенно не туда, куда раньше, а дома прячут куда больше, чем кажется. Здесь могут ходить лишь патрули армии Его Императорского Величества Всероссийского и специально обученные алхимики.

Польский алхимик Олаф Рудницкий вместе с офицером элитной царской гвардии встает на путь смертельной опасности. А тем временем близится война.

Магические поединки, экспериментальные лекарства и растущее напряжение в месте прорыва потустороннего мира приводят к неожиданному финалу. Если кто считает, что добротное городское фэнтези для русскоязычных читателей начинается на «Ночном Дозоре», а заканчивается на «Тайном городе», то эта книга точно даст возможность задуматься об этом.

Марта Уэллс

Небьюла / Nebula Award, 2017, Алекс / Alex Awards, 2018, Хьюго / Hugo Award, 2018, Локус / Locus Award, 2018, BooktubeSFF Awards, 2018… И это все про первую книгу о Киллерботе…

Множественные премии в номинациях «Повесть\Малая проза» и противоречивые комментарии, делящие 50\50 восторженные и крайне негативные отзывы. Именно последнее обстоятельство намекает на, как минимум, неоднозначность цикла «Киллербот». А дать конечную оценку сможете лишь вы сами, прочитав книги. Мы лишь можем рассказать без спойлеров её основные моменты.

Главный герой – андроид системы безопасности, обязательный для любой межпланетной научной экспедиции. Но электронно-механический охранник, являющийся главным героем, немного отличается от своих собратьев.

Он сам, полностью взломав коды, решил называться «Киллерботом», постигать мир и себя (с помощью сериалов), изучать людей и их поведение и (совсем немного) иногда заниматься служебными обязанностями. Вряд ли киборгу настолько важна безопасность участников экспедиции и собственная жизнь, но железная логика искусственного интеллекта подсказывает: отсутствие реакции на экстремальные ситуации и уменьшение состава группы вызовет нездоровый интерес производителя. Ведь ему еще нужно досмотреть очередное трансгалактическое «мыло»… А тут людишки, попавшие в переплет. Эх, «жизнь–жестянка»… А куда деваться?

Похожие материалы:  Лучшие книги 2021 года: выбор литературных экспертов, писателей и издательств

Лю Цысинь

Китайский гений… Именно так.

В те времена, когда Поднебесная переживала последствия жестокой «культурной революции», во время секретного военного проекта в космос были посланы сигналы, чтобы установить контакт с инопланетным разумом. Один из сигналов подхватила цивилизация, находящаяся на краю гибели, и теперь пришельцы готовятся вторгнуться на Землю. Узнав об этом, люди разделились на тех, кто готов отдать наш порочный мир под управление высшего разума, и тех, кто до последнего будет бороться против этого вторжения.

Именно это легло в основу трилогии, которая принесла автору мировую известность.

Человечество смогло предупредить надвигающуюся катастрофу и научилось договариваться с воинственными трисолярианцами. Земляне обмениваются с инопланетянами достижениями культуры и науки. Вот только продолжается хрупкое перемирие очень недолго – всего полвека.

Затем начинается новый виток отношений землян с представителями внеземных цивилизаций. И сыграть в этом противостоянии главную роль предстоит Чэнь Синь – молодой девушке, в руках которой сначала оказывается судьба одного знакомого, потом – двух миров, затем – Солнечной системы, а после – и Вселенной…

Сможет ли человечество предупредить надвигающийся апокалипсис? Или Земля все-таки обречена на погибель?

Блестящий научно-фантастический роман «Задача трех тел», первая книга трилогии самого популярного китайского писателя Лю Цысиня, обрел широкое мировое признание и стал первой переводной книгой, номинированной на самые престижные литературные премии в области фантастики: «Хьюго», «Небьюлу», «Локус», «Прометей» и другие.

А «Блуждающая земля», книга вне циклов, уже получила экранизацию.

Нил Стивенсон

Этот писатель – живая легенда. Он родился в семье профессора электротехники и лаборантки химической лаборатории. Его дебют оказался удачным, но знаменитым он стал благодаря «Лавине» – книге, ставшей культом в киберпанке.

Здесь есть мир недалекого будущего, где вместо государств образованы франшизы, которыми правят корпорации и мафиозные кланы. Уйти из угнетающей реальности можно в Метавселенную. В этом искусственном мире никто не может убить вас. Даже если очень сильно постарается.

Хиро Протагонист (англ. Hiro Protagonist) ‒ доставщик пиццы и хакер в обычной жизни. Его творчество иногда называют посткиберпанком, а сам Стивенсон даже не старается опровергать это. Он просто пишет в своем любимом жанре, выдавая новые и новые книги, поражающие нас своим сюжетом, его неожиданными находками и философией, спрятанной в обертку модного жанра. И одной из популярнейших серий, созданных им недавно, является «Додж».

Ричард Фортраст, миллионер и основатель известной компании по разработке видеоигр, умирает в результате несчастного случая. По условиям завещания его мозг сканируют, а структурную информацию загружают в хранилище данных, надеясь на дальнейшее развитие технологий. Проходят годы и оцифрованное сознание Доджа подключают к Битмиру – вечной загробной жизни, в которой люди существуют как цифровые души в телах-симулякрах.

Но является ли утопией этот новый дивный бессмертный мир? Драматический конфликт аналогового и цифрового, человека и машины, ангелов и демонов, богов и верующих, суетного и вечного в будущем, которое наступит с минуты на минуту – вот, что ждёт читателей на страницах книги. 

Гарет Ханрахан

Главное в книгах Ханрахана – совершенно немыслимая фантазия, желающая придумывать собственные миры и создания, никак не пересекающиеся даже с классиками жанра. И, конечно же, отсутствие жанровых клише, вместо которых есть приятный бонус в лице великолепного прописанных персонажей не просто второго, а даже третьего плана. И его цикл «Наследие черного железа» тому самое прямое доказательство.

Огромный город, растущий на костях прошлых горожан, порой образующих величественные цивилизации. Город, помнящий многие события прошлого и впитавший миллионы судеб… Три вора из Гильдии преданы Мастером. Но встав на путь мести, друзья раскрывают заговор, который продолжается много лет. Кари – перекати-поле, за спиной которой только мрак. Крыс – кровосос, убежавший из своих катакомб. Шпат – человек, чьё тело медленно покрывается каменной коркой. Троица втянута в вековую вражду магов, людей и Древними… Шанс свел их вместе, и их дружба может встать на пути обезумевших богов.

Деннис Тейлор

«Мы – Легион. Мы – Боб»… Не стоит считать подобное название странным или глупым. Бывший программист, решивший стать писателем, полностью объясняет подобный выбор своим текстом.

Боб – технарь, волей судьбы заключивший договор с организацией, работающей с криогенной заморозкой. Спустя век, когда разум героя выводят из криосна, многое меняется. И ему, настоящему фанату «Звездного пути» в прошлом, предлагают стать… Искусственным Интеллектом космического корабля. Возможно, кто другой и отказался бы от такого предложения, но точно не этот парень.

Важнейшей составляющей книги, открывающей этот цикл, является огромное количество реальных научных фактов, внесенных Тейлором в текст не просто ради попытки утвердиться в качестве автора твердой НФ. Все необходимые выкладки и гипотезы введены в книгу с единственной целью – показать всю глубину сегодняшней науки и ее влияние на человечество. Что же касается главного героя – он вам точно понравится, и вы не сможете обделить вниманием сложнейшую ситуацию, выпавшую на долю Боба. Да и философский вопрос, который ставит автор перед читателями: как не перестать быть человеком там, где необходимо оставаться машиной, оставит внушительное пространство для будущих размышлений (вместе с приятным послевкусием от финала).  

Дэвин Мэдсон

«Мы оседлаем бурю» – дебют австралийской писательницы, стремительно ворвавшейся в высшую лигу фэнтези, в хорошем смысле удивит поклонников так популярного сейчас тёмного ответвления жанра. Антуражи, созданные с любовью к истории нашего мира, плотно сплетены с магией мира книги.

Три героя, две женщины из больших городов, наследница империи и наемная убийца, и офицер с дальней границы, чтущий традиции. Совершенно разные личности, оказавшиеся в центре чудовищных интриг, которые происходят на территории разваливающейся Империи.

Любите Джорджа Мартина? Тогда вам явно понравится эта книга, на страницах которой есть Алый трон, деление на POVы и кровопролитные мясорубки, появляющиеся ровно в нужные отрезки времени. Здесь магия густо завязана на крови, а враги не гнушаются ничего. 

Яцек Пекара

Завершить материал хотелось бы именно этим прекрасным автором, отцом-основателем польского фэнтези и писателем, о ком уважительно отзывается даже Анджей Сапковский.

Яцек Пекара начал писать еще в восьмидесятых и сформировал саму культуру того польского фэнтези, которое сейчас пользуется всё большей популярностью.

Он основал журнал «Фэнтези», открывал новые имена и писал собственные книги, отличающиеся той самой мрачностью, реалистичностью и жестокостью, привлекающих читателей в книгах Гузека, Низиньского, Гжендовича и Вегнера.Не знаете, с чего начать читать великолепного Яцека Пекару? Все просто – «Слуга Божий», первая книга цикла «Я, инквизитор», принесшая автору известность и заставившая полюбить его творчество тысяч поклонников во всем мире.

Стандартное изображение
Дмитрий Манасыпов
Российский писатель, работающий в жанрах альтернативной истории, боевой фантастики, фэнтези.