«Эпоха безумия»: трилогия, способная затмить «Игру престолов»?

Объясняем, почему после выхода «Нового закона» Джо Аберкромби стали называть самым ярким фэнтези автором своего поколения

Игра в престолы или свежий довод нового короля

Джо Аберкромби, закончивший «Кровь и железо» в свой тридцатилетний юбилей, по праву может считаться одним из королей современного фэнтези. Более того, этот автор, проживающий в Англии, не просто относится к числу лучших имен жанра, он самый настоящий завоеватель темной ипостаси мрачных сказок для взрослых. 

«Первый Закон» британца решительно подвинул с пьедестала великого и ужасного Джорджа Мартина, сумев задать тренд. В двадцать первом веке, с его кризисом идей, это само по себе является высочайшей оценкой. Но если вдуматься: так ли это на самом деле? Король ли Аберкромби по праву, либо монарх, на самом деле, голый?

Попробуем разобраться?

Стоящий на плечах титана

Если отставить в сторону историю ведьмака Геральта, равно как все, творившееся в сагах пана Анджея, то наиболее весомым автором последних двадцати лет фэнтези-жанра, является именно Джордж Мартин. Будем честными: немалую роль в его популярности и весе сыграл сериал. И при всем неприятии большинством поклонников финальных серий, именно «Игра престолов» показала, как надо делать «правильно» в текущем веке. 

Сага Мартина основывалась на трех китах, включающих огромное количество отлично прописанных персонажей, масштаб происходящего и, крайне важно, реалистичность с жестокостью самих событий. Пусть у Дж. Р. Р. Толкина сталкивались огромные армии, а Конан-варвар сокрушал королевства, походя покоряя девичьи сердца и разя врагов наповал. Пусть принц Корум страдал и вершил месть, делая это эпично, а Черный, последний из Вольных отрядов Хатовара, служил самой настоящей Империи Зла. И пусть беловолосый ведьмак был всего лишь пешкой. 

Все это, пусть порой незаметно, а порой весьма даже ощутимо, было спаяно Мартином воедино не менее сильно, чем Кольцо Всевластья Сауроном. И оказаться на одной ступени с ним, ветераном фантастики и фэнтези, казалось недосягаемым. 

Но Аберкромби смог. И одно это уже является главным «за» в борьбе, где негласным призом выступает фантомная корона мастера жанра. Более того, книги мистера Джо даже более реалистичны в ряде моментов и, как ни странно, не заставляют изумляться этому. Ведь сам автор многократно признавался во влиянии Мартина на его авторское становление. А уж если брать что-то у такого магистра-джедая, то лишь лучшее. Именно так и оказалось, и проверить это просто, достаточно просто открыть «Кровь и железо», выдержать, как и у Мартина, первые главы и потом тоскливо смотреть на уменьшающиеся страницы. Не верите?

Настоящего писателя отличает не количество написанного в знаках за период времени. Вернее, такое возможно… Если речь идет о Стивене Кинге. Но «Король ужасов» на то и король, чтобы писать не менее пяти тысяч знаков в день и наполнять их качеством, атмосферой, да мастерски прописанными персонажами. В случае с Мартином и Аберкромби четко прослеживается явная параллель – нежелание писать просто, чтобы продать свой текст максимальной аудитории. Их язык очень схож своей сложностью и кажется, сперва, минусом. Но, тем самым увлекая не всех читателей сразу, зато создавая увеличивающуюся армию поклонников. Тех самых поклонников, что частенько устают от легкости слога огромного количества однотипных текстов. Именно это отличает авторов Мартина и Аберкромби, авторов лонгселлеров, а не одномоментных и легко забываемых бестселлеров.

Именно схожее отношение к созданию текста заставляет уважать автора Аберкромби заочно, лишь начав читать историю Глокты, Девятипалого или любого иного персонажа объемной саги «Первого Закона». А выстроенная история мира, его устройство в плане государств, интриги и расстановка сил на игровых полях трилогии еще более сближает Аберкромби и Мартина. Огромная повесть о Земном Круге, как и сага Семи Королевств, удивительно интересно сплетает треск рушащихся династий, костей врагов, сошедшихся в поединке и шаблонов читателей, сперва ждущих привычно-уютного и давно знакомого, являющегося калькой кого-то из основателей жанра.

Похожие материалы:  «Эту книгу на витрине не выставлять»: 7 запрещенных романов

Тень великого и современные тренды

Но есть и различие, оформившееся еще сильнее с появлением нового цикла.

Если Семь Королевств были практически «средневековыми», то уже в первой трилогии, также как в отдельных романах о собственном мире, Аберкромби создавал очень неординарный микс позднего времени лат, луков, арбалетов, антуража, культуры и… И много остального, роднящего Первый Закон с самым настоящим Возрождением. Джо творил искусно, очень напоминая любопытную находку художников этого самого исторического отрезка. 

Итальянские живописцы Ренессанса создали технику сфумато – неуловимо прекрасной и перламутрово-прозрачной дымки, окутывающей часть картин. Фокус заключался в желании рассмотреть спрятанное, и именно так поступил Аберкромби со своим «Первым Законом». На страницах книг уместился сплав времен и событий, весьма схожих с творениями одного крайне известного литератора, сумевшего создавать по подписке задолго до появления аналогичного тренда и интернета.

И речь об Александре Дюма-старшем, отце не только А. Дюма-младшего, но и трилогии последних королей династии Валуа, графа Монте-Кристо и, конечно же, приключений четверки гасконцев-мушкетеров. Да-да, новейшее темное фэнтези от автора-англичанина несет в себе отголоски вовсе не сэра Вальтера Скотта, а именно кулинара-любителя, бонвивана, жуира и просто веселого малого из Франции. 

В этом не стоит искать что-то плохое, ведь именно автор «Сильвандира» и «Графини де Монсоро» явственно доказал миру, что лихо закрученные сюжеты, продуманные до мелочей герои, равно как поединки, интриги, игры сильных мира сего и прочее – до жути интересны всем. Причем, и это важно, интересны спустя полтора века после написания. Подобное внимание есть знак качества и пример для подражания. 

Разумеется, можно не согласиться с такой оценкой. Но прочтите «Лучше подавать холодным» и, если вы читали хотя бы считающуюся неудачной книгу «Сорок пять», то поймете о чем речь. 

А еще тяга Аберкромби не к эпохе лат с буздыганами, а вовсе даже к кирасам и шпагам, крайне лихо помогла в переходе к следующему витку развития его собственного мира. К новой трилогии. К «Эпохе безумия».

Новая глава

Всегда проще пользоваться удобным шаблоном, особенно, если тот популярен. Куда сложнее начинать что-то нуля, либо менять правила игры. И именно это, снова доказав свою состоятельность как автора, Аберкромби и сделал.

«Эпоха безумия» опять балансирует на стыке исторических периодов нашего мира. И здесь Новое время, — то самое, где у нас имелся Король-Солнце, —уже совсем тесно сплетено с технической революцией девятнадцатого века. Тут вроде бы нет паропанка, но присутствуют все его обязательные приметы, включая пропасть социальных слоев, ставшую куда больше, чем при феодальном строе, превосходство государственной машины и экономической составляющей над моралью и духовностью, а люди на глазах превращаются в пресловутые винтики. 

И тут есть потомки тех самых первых героев, тот самый, пусть и изменившийся мир, та самая магия с понятной механикой, спрятавшаяся еще больше и… 

Все прочее, так привлекающее поклонников Земного Круга. Да-да, так и есть. Каждому, еще не ознакомившимся с этим прекрасным творением отличного британского автора, рекомендуем: попробуйте, попробуйте, друзья. Ведь Джо Аберкромби вызывает разные эмоции столь непохожих друг на друга читателей. Но понять — почему, можно лишь ознакомившись с его творчеством. И, поверьте, его у нас достаточно

Автор: Дмитрий Манасыпов

Стандартное изображение
Дмитрий Манасыпов
Российский писатель, работающий в жанрах альтернативной истории, боевой фантастики, фэнтези.