Весной 2020 года на Netflix вышел мини-сериал «Неортодоксальная»: история женщины, которая выросла в закрытой еврейской общине, а повзрослев, отреклась от неё и начала новую жизнь. Сюжет основан на реальных событиях: экранизация одноимённой автобиографии Деборы Фельдман стала мировым бестселлером. Как же обычной девочке, с детства не знавшей другой жизни, удалось вырваться из этого крошечного мирка и заставить всю планету себя услышать?
В Нью-Йорке существует крупнейшая ультраортодоксальная община сатмарских хасидов. Это одно из течений иудаизма, которое придаёт большое значение эмоциональному постижению бога. Члены общины живут крайне закрытой жизнью, в которой много строгих правил — порядки настолько радикальные, что даже другие иудеи не всегда их понимают. Во главе общины стоит ребе — духовный лидер, посредник между богом и человеком.
Здесь под запретом любая светская литература, интернет, телевидение и популярная музыка, дети получают только религиозное образование внутри общины, говорить на английском языке запрещено. Вся жизнь мужчин посвящена постижению бога, а женщин — рождению и воспитанию детей. Дресс-код, разумеется, тоже регламентирован, а после свадьбы женщины сбривают волосы и носят тюрбаны или парики.
В этой общине и родилась Дебора Фельдман.
Критическое мышление с детства
Она получила традиционное хасидское воспитание, но уже с детства отличалась бунтарским характером. Тайком зачитывалась романами Джейн Остин, Луизы Мей Олкотт и другими запрещёнными книгами, а тяга к литературе во многом определила дальнейшее будущее.
Дебора всегда отличалась критическим взглядом на происходящее в общине. Она не понимала, зачем нужны настолько строгие правила, если они не приносят ни объективной пользы, ни радости. Недоумевала, зачем другие девушки терпят отношение к себе как к объекту. Она узнаёт, что в хасидизме женщины считаются «отброшенными» во время менструации и ещё неделю после, и это знание шокирует её.
«Не могу не смотреть с осуждением на религиозных женщин, которые катят коляски-тандемы по Ли-авеню. “И вас это устраивает? — хочется спросить у них. Вы согласны считаться нечистыми, просто потому что вы женщины?”. — Я чувствую себя преданной всеми женщинами в моей жизни, — пишет Дебора в автобиографии.
Запрет на тело
В книге она вообще обращает много внимания на положение женщин в хасидском обществе, а также на табуированность всего, связанного с телом. В 13 лет она дважды подверглась сексуальному насилию, и хоть ей удалось вырваться, осталась глубокая психологическая травма и отвращение к мужчинам. Её слова в семье не принимались всерьёз и даже осуждались: любое упоминание подобных тем строго запрещалось.
Полное отсутствие сексуального и даже просто естественно-научного образования приводит к ситуациям, которые нам могут показаться даже комичными. Все будущие невесты посещают специальные уроки семейной жизни. На одном из таких уроков учительница заводит разговор о супружеском долге. И 17-летняя Дебора до последнего не верит, что где-то на теле есть для этого «специальное отверстие», даже пытается убедить, что у неё такого точно нет. Оказывается, девушка ни разу в жизни не смотрела на себя ниже пояса: это в иудаизме считается неприличным.
На мужчин подобное табу, кстати, тоже распространяется, поэтому в первую брачную ночь молодожены просто не понимают, что им нужно делать.
Путь к свободе
Дебора вышла замуж за человека, с которым до свадьбы виделась ровно 30 минут. В 19 лет родила сына и тогда окончательно осознала: она не хочет, чтобы её ребенок повторил судьбу родителей. Прекрасно понимая, как работает система, в которой она живёт, героиня сегодняшней истории начала путь в свою новую жизнь.
Под предлогом заботы о сыне Дебора уговаривает мужа уехать подальше от общины. Она давно заметила отношение к себе как исключительно к сексуальному объекту, но в этом есть и положительный момент: после секса муж становится особенно сговорчивым. Так она убеждает его разрешить ей водить машину, а позже — поступить в колледж. Дебора говорит, что пойдёт на бизнес-курсы, чтобы обеспечить ребенку лучшее будущее. На самом же деле она поступает в частный колледж Сары Лоуренс и начинает изучать литературу, которая так притягивала с детства.
Дебора знакомится с самыми разными людьми, видит другую жизнь и постепенно обретает уверенность в своих силах. Она решается на вещи, которые в общине сочли бы неслыханной дерзостью: надевает джинсы и каблуки, изучает феминистические труды, обедает в дорогом ресторане и даже ест свинину. Для мужа же девушка остаётся прежней — примерной и скромной хасидской женой.
Дебора обретает голос
Ей почти не с кем поделиться своими открытиями и откровениями, поэтому она начинает вести анонимный блог. И поражается, у скольких людей эта история находит отклик. У девушки появляется мысль написать книгу. Университетская подруга Фельдман рассылает издательствам ссылку на блог Деборы, и вскоре с начинающей писательницей связывается литературный агент.
Так выходит автобиографическая работа «Неортодоксальная. Скандальное отречение от моих хасидских корней». Шокирующая исповедь Деборы стала мировым бестселлером, её перевели на множество языков, в том числе на иврит, а по мотивам работы вышел одноимённый сериал Netflix.
Сейчас Дебора Фельдман живёт с сыном Ици в Берлине. Ей пришлось работать над тем, чтобы сохранить родительские права на ребёнка, влиться в новое общество, выучить немецкий язык — но сейчас она продолжает выпускать книги, участвовать в документальных фильмах и вдохновлять женщин на новую свободную жизнь.