Постапокалиптические миры Сергея Тармашева: что вы знали о них?

Сергей Тармашев один из самых таинственных российских фантастов. Информация о нём крайне скудна и в основном является пересказом статьи из Википедии. Является ли определяющим фактором для его книг опыт службы в спецназе? Наверное, да, ведь вселенные прозаика – это миры сильных героев, кровопролитных схваток, преодоления препятствий. Путь воина, долга и чести. Как же вышло, что среди сотен, если не тысяч, подобных книг, Тармашев вошёл в число лидеров жанра? Попробуем разобраться

Сергей Тармашеводин из самых таинственных российских фантастов. Информация о нём крайне скудна и в основном является пересказом статьи из Википедии. Является ли определяющим фактором для его книг опыт службы в спецназе? Наверное, да, ведь вселенные прозаика – это миры сильных героев, кровопролитных схваток, преодоления препятствий. Путь воина, долга и чести.

Как же вышло, что среди сотен, если не тысяч, подобных книг, Тармашев вошёл в число лидеров жанра? Попробуем разобраться.

Модный Армагеддон

 В уже очень далёком 2008, практически одновременно с широкой рекламой «Метро 2033» от Дмитрия Глуховского, на слуху поклонников боевой фантастики крутилась новая фамилия – Тармашев. Крутилась как на слуху, так и мониторах компьютеров, зазывая  в фантастические миры атмосферным артом.

Воин, облачённый в ультрасовременные доспехи, рваное и кипящее небо, гнетущее ощущение случившейся беды. Именно такие эмоции появлялись после просмотра баннера книги из поисковика. 

Конец нулевых годов в русскоязычном фэндоме – время постапокалипсиса. Одновременно с Глуховским и Тармашевым, даже чуть раньше, выходит жесточайший «Мародер» Беркема Аль-Атоми, книга-веха, книга-культ. На полках магазинов красовались чёрные обложки с точками, ведь только-только стартовала легендарная серия о ЧАЭС, сталкерах, хабаре и аномалиях от Эксмо. Почувствовав интерес аудитории, издатели максимально быстро запускают новые серии и ищут произведения, которые могли бы их пополнить.

«Атомный город» (ИК «Крылов»), имея «козырь» от Атоми, пытается остаться во флагманах жанра, подписывая Артема Мичурина, с тогда еще дилогией Коллекционера — серией «Еда и патроны». «Альфа-книга» вовремя раскрывает потенциал Андрея Круза и его Эпохи Мертвых, сделавшей популярной тему зомби-апокалипсиса раньше «Ходячих мертвецов» и побочных продуктов телевизионных сериалов о «выживальщиках». Эксмо, упустившее возможность переиздания Глуховского, запускает «Апокалиптику» с лидером Суреном Цормудяном и «Второго шанса не будет».

АСТ берёт «главный сектор на барабане» – «Вселенную Метро 2033», основанную лично автором приключений Артёма. Выдержавшую десять с небольшим лет популярности и даже сумевшую заполучить серию рейтинга 18+, «Вселенную Метро 2035». Маркировка «18+» в этом случае говорит о жестокости и настоящем хардкоре творящегося, а вовсе не об отсылках к кино «для взрослых».

Смог ли на этом фоне потеряться Тармашев? Нет. Как и положено настоящему спецназовцу, он выстоял, применил стратегическое мышление с тактическими хитростями и остался в лидерах. Давно нет вышеупомянутых серий, авторы из них пишут совершенно иные книги. Кто-то ушёл из литературы в медиапространство, кто-то сосредоточился на офисной карьере. А вот Сергей Тармашев, человек с загадкой за спиной, остался. Он и сейчас пишет во многом похожие книги, но из года в год эволюционирует как автор.

Книги Тармашева давно переросли рамки жанра, шагнули в космос и скрестились с отголосками фэнтези, продолжая привлекать новых читателей. В чём же заключалась авторская «фишка», позволившая не отпустить своих поклонников и лишь увеличить их армию? Не «фишка», а настоящий джокер.

Древний. Он же Тринадцатый. Он же Майор.

Цикл «Древний»

Авторов новейшей волны боевой фантастики и фэнтези чаще всего попрекают в шаблонности их героев — «рыцарей без страха и упрёка», побеждающих врагов ударами меча/попаданиями из рейл-гана/импульсами направленной энергии. Нет, большинство указанных персонажей имеет в наличии не только сверхспособности для поединков, огромный боевой опыт и супероружие. Главным артефактом, если не сказать тотемом, подобных представителей жанра, является постоянная дикая удача.

Похожие материалы:  «Зомбиапокалипсис» на смену «Дозорам»: чем удивят читателей романы «Кваzи» и «Кайноzой»?

Им везёт в обстоятельствах, где обычные герои могли бы три раза умереть, пять раз искалечиться до неузнаваемости и получить бесчисленное количество прочих, не менее ужасных последствий. Везёт как проклятым, причём в обратном порядке. На них валится везение, спутники, готовые прикрывать их собственными телами, обстоятельства, складывающиеся не согласно логике, а ТНА, т.е Так Надо Автору.

У главного героя Тармашева имеется обширная база, подведённая под его успехи. Он вечный воин и скиталец, представитель древней расы, умевшей и знавшей намного больше нас с вами.

«Ой», — обычно говорят в таких случаях поклонники классики. «Всё объяснили». Древний — не Марти Сью, он просто реинкарнация Кларка Кента от DC и не больше». Говорят и забывают, что те самые писатели, создавшую пресловутую «классику» фантастики/фэнтези, сами прибегали к аналогичному приему. Вспомнить хотя бы Муркока, имевшего несколько отражений одного и того же персонажа, идущего через миры со вселенными. Воина, постоянно борющегося со злом.

Или персонажей Роберта Говарда, начиная с великого синеглазого киммерийца Конана и заканчивая Соломоном Кейном. Их главным предназначением является защита всех и вся, а прочее: к примеру, воровская или пиратская карьера, — лишь вехи на пути.

В чём же причина их популярности спустя чуть менее ста лет? В том же, что и у Древнего.

Эпичность и необходимая доля пафоса. Как бы не хотелось поклонникам «Игр Престолов» видеть реалистичные заговоры и предательства, а сторонникам того же Андрея Круза, к сожалению, оставившего нас так рано, тактико-технические характеристики оружия – многим читателям по душе именно сильные духом герои, сражающиеся на стороне условного Добра.

Именно таким героем является Тринадцатый. Персонаж, считающийся альтер-эго своего автора. Он борется за простые моральные ценности: Родину, долг, честь, будущие поколения человечества. И по этой причине книги Тармашева остаются популярны. Оказывается, рецепт народного обожания прост. Почему им не пользуются многие другие литераторы? Это вопрос открытый и однозначного ответа не получится.

Только ли Древний?

Вовсе нет. Сергей Тармашев один из немногих писателей, постоянно и много издающихся на бумаге, многократно доказывал это. Его серия «Тьма», добротное героическое фэнтези в реалиях мира, спалённого ядерной войной, закончена благодаря краундфантингу, позволившему Сергею писать не требуемое издателями, а желаемое им самим.

Дилогия Оюнсу — мистические триллеры, раскрывшие очередную авторскую грань, стали востребованы и популярны.

«Ареал» — ответ Тармашева поклонникам всех околосталкерских серий, стал большим межавторским проектом.

Свой потенциал универсала Сергей раскрыл полностью и, хочется верить, сделает это ещё не раз, удивив и доказав – хороший прозаик может писать в любом жанре.

Заинтриговали? Переходите по ссылке и наслаждайтесь историей, в которой переплелись русские тёмные сказки, космическая фантастика, отклики языческих верований и отличный боевик.

Автор материала: Дмитрий Манасыпов

Стандартное изображение
Дмитрий Манасыпов
Российский писатель, работающий в жанрах альтернативной истории, боевой фантастики, фэнтези.