Герметикон: путеводитель по масштабной вселенной Вадима Панова

«Последний адмирал Заграты», первая книга о приключениях отважного путешественника Адигена Помпилио Чезаре в фантастическом мире, отдалённо напоминающем эпоху конца XIX века, вышла в 2011. «Cокровища чистого разума», ставшая пятой, в 2015. Спустя пять лет Вадим Панов вернулся к серии, превратив пенталогию в цикл из восьми романов. К слову, новая часть, роман «Не видя звёзд», пишется автором прямо сейчас и уже к началу июня станет полноценным произведением!

– Почему вы вдруг решили вернуться к этой вселенной? – спросила наша редакция фантаста Вадима Панова. – Мы заинтригованы!

– Я всегда знал, что обязательно вернусь в Герметикон. Во-первых, я очень люблю этот интересный и необычный мир. Во-вторых, его история не окончена, и мне очень хочется узнать, что будет дальше. Однако я не спешил, не хотел возвращаться только для того, чтобы вернуться. Я искал концепцию, продумывал, куда станут двигаться герои и весь Герметикон, и когда «пазл» сложился, появился следующий после перерыва роман.

Наше изумление было удовлетворено, и в знак благодарности за честность решили подробно рассказать об этой удивительной вселенной, основных вехах, персонажах и многих других интересных деталях, которые упростят чтение и сделают его еще более увлекательным. Если вы незнакомы с миром, живущим после Белого Мора и эпохи разрушения межпланетной Империи, рекомендуем прочесть статью.

Базза Дорофеев, капитан «Пытливого амуша» (пьёт чай)

Невероятная эстетика стимпанка

Дирижабли, револьверы, винтовки со скобой Генри, очки-гоглы, свист парового котла. Сложные, не всегда удобные, но красивые дамские аксессуары и обязательные шляпы у мужчин. Много начищенных медяшек с латунью, шестерёнки, столкновение развивающегося зверя капитализма, пожирающего людей как топка уголь, разрушение вековых ценностей из-за вторжения в них мира буржуазии, наживы и обесцененной человеческой совести. 

Традиционные декорации паропанка (прим. он же – стимпанк), жанра фантастики, неизменно находящего своих поклонников и пребывающего вне трендов.

Если этот жанр вдруг полюбился одному из лучших русских фантастов XXI века, Вадиму Панову? Что же произойдёт тогда?

Получится «Герметикон», где есть размах, государства и фракции, интригующие заговоры и комбинации, множество ярких персонажей, погружение в атмосферу нового и очень самобытного мира, несколько основных сюжетных линий, неожиданные повороты и… И всё остальное, принёсшее славу создателю «Тайного города» и «Анклавов».

Цикл рассказывает о жизни человечества на планетах причудливой вселенной Ожерелья и Бисера. Удивительного мира алхимии и межпланетных путешествий, который словно застыл в хронологических границах конца XIX — начала XX веков. Но…

Откройте первую книгу, «Последнего адмирала Заграты», где адиген Помпилио Чезаре существует вместе со своим окружением, пользуясь дилижансами, паротягами и цеппелями. Участвует в великосветских раутах и одновременно пытается спасти цивилизацию от войны. Вернее, от сонма небольших междоусобиц, грозящих перерасти в нечто большее.

Серия получила положительные отзывы и рецензии критиков, отметивших продуманность и оригинальность сюжета, блестящее описание военных столкновений и насыщенность аллюзиями, удостоилась премий «Серебряная стрела», «Басткон» и «РосКон». А дебютная книга, по версии журнала «Мир Фантастики», победила в номинации «Научная фантастика года».

Андреас О. Мерса, корабельный алхимик «Пытливого амуша» (задумался)

Отличия от большинства коллег-конкурентов

Подавляющее количество паропанковских историй в той или иной мере связаны со старушкой Землёй, либо опираются на её историю. Как правило, на вектор изменения, случившийся в определённый момент. Именно этот аспект раскрывается в «Герметиконе» изящно и интересно, медленно становясь основной движущей силой цикла.

Чтобы не обманывать наиболее преданных любителей фантастики, скажем сразу: паропанк в случае с циклом Панова является декорацией. Ведь правильнее называть жанр «Герметикона» космо-алхимическим панком. Посудите сами…

Основой основ считаются свойства определённого минерала, не имеющего аналогов в земной истории, и Философского Кристалла, чьи преобразования являются важнейшей составляющей межпланетных путешествий.

Вечные Дыры, проколы пространства, позволяющие первооткрывателям четырёх первых планет путешествовать, также подчинялись искусству алхимии, а Гермес Трисмегист в мире «Герметикона» не мифологически-великая фигура, а настоящий человек, сумевший создать настоящий сплав магии и науки.

Всё дальнейшее, происходящее в мире межпланетных путешествий, так или иначе, крутится вокруг алхимии и астрологии, играющей здесь роль космической навигации. Если прочтя предыдущее предложение вам захотелось улыбнуться – ваше право. Другое дело, что Вадим Панов – признанный грандмастер фантастики. Весело звучащее действо при переносе в текст романов неожиданно превращается в не самое лёгкое, порой опасное и изнурительное занятие.

Ожерелье и Бисер, общность открытых и обжитых планет, известных большей части населения Герметикона, придаёт книгам очень важную деталь – размах происходящего. Как и в «Звёздных войнах» зрители радостно наблюдали появление новой планеты, так и здесь, открывая следующий том, вы можете гарантировать себе подобное удовольствие.

Помпилио дер Даген Тур и его слуга Теодор Валентин (прогуливаются)

Хронология

В мире Герметикона последовательно сменилось семь Эпох, явственно ощутимых водоразделов истории, раз за разом выворачивающих цивилизацию наизнанку.

ИЗНАЧАЛЬНАЯ ЭПОХА: о ней мало что известно, ведь тогда люди населяли Изначальный мир, чьи координаты недоступны живущим сейчас.

ЭПОХА ОЖЕРЕЛЬЯ: именно в это время алхимики Изначального мира и сам Гермес Трисмегист открыли астрелий. Металл, дотоле неизвестный людям, стал основой первой Вечной Дыры, давшей пути людям на Бадорию, первой планеты Ожерелья. Четыреста лет люди заселяли новые миры, не забывая об Изначальном мире. Четыреста лет человечество исследовало новые земли, не думая об окончании эпохи астрелия. И так уж случилось, что вместе с пропажей металла, необходимого для Дыр, Ожерелье познакомилось с Белым Мором.

ЭПОХА БЕЛОГО МОРА: время смертей, страха и ужаса перед неизвестной погибелью. Белый Мор выкосил половину человечества, победив все усилия алхимиков и чуть не растоптав остатки людей.

Бисер, россыпь заселяемых планет, принимающих беглецов, появился именно в эпоху Белого Мора. Закончившийся астрелий не давал шанса вернуться всем переселенцам, а потеря Старлипта, планеты, где власть захватили фанатики, оказалась решающей. Закрытая Дыра лишила оставшихся не просто входа в мир Старлипт, нет. Оказались потеряны Бадория и сам Изначальный мир, а Ожерелье сократилось до шести планет.

ПЕРВАЯ ЭПОХА РАСПАДА: короткий промежуток, когда Мор просто ушёл, а люди так и остались в страхе перед ним, стоящим у входа в Дыру. Распад происходил хаотично, пока его не остановил Эдуард Инезир, ставший впоследствии Великим и родоначальником Инезирской династии и Империи.

ЭПОХА ИНЕЗИРСКОЙ ДИНАСТИИ: Галана, планета, ставшая главной для Ожерелья и Империи. На Галане Инезир истребил адигенов, местных дворян, стремившихся к сохранению равновесия и создал баронов, новую аристократию. Эдуард явно не думал о последствиях…

Похожие материалы:  «Дом, в котором...»: в чем волшебство романа Мариам Петросян?

Концом Эпохи стали два важнейших события: свержение выродившихся потомков Эдуарда и уничтожение Вечных Дыр.

ВТОРАЯ ЭПОХА РАСПАДА: гражданская война, чьей отправной точкой стало уничтожение старой династии адигенами, выжившими в Ожерелье и не оставившими желания отомстить. Второй раз над Вселенной людей нависла угроза полностью потерять все связи, ведь алхимики, объединившиеся в Герметикон, уничтожили все Дыры.

Но…

ЭПОХА ГЕРМЕТИКОНА (ЭТА ЭПОХА). Именно школа Герметикон, объединившая алхимиков, спасла цивилизацию, смогла воскресить производство астрелия и вновь открыла дорогу к звездам. Главной ценностью человечества стал контроль за невозможностью возникновения новой Империи и Герметикон является гарантией этого порядка. Ну, а само человечество…

Само человечество пока не готов сойтись в новой великой войне, планеты связываются между собой, торгуют, отправляют межпланетные цеппели и продолжают мериться мускулами. И кто знает, к чему оно приведёт?

Аксель Крачин, старший помощник «Пытливого амуша» в бытность свою эрсийским кирасиром (на работе)

Рыцари-дже… Хоэкунса, бамбады и спорки

Показалось ли вам, что заиграла знакомая тема, в звёздной тишине скользнули силуэты кораблей и стоит ждать шипения световых мечей? Показалось.

«Мы говорим Хоэкунс, подразумеваем – бамбада. Мы говорим бамбада, подразумеваем – Хоэкунс. Они вместе столько, сколько существует Высокое искусство. И они будут вместе всегда, потому что…

Мы говорим Хоэкунс, подразумеваем – бамбада.

Потому что, по замыслу основателей Хоэкунса, высоким в Искусстве достижения цели должно быть всё: и сам воин, и его оружие» (с)

Бамбальеро – люди, умеющие воевать, непобедимые бойцы, ученики Хоэкунса, искусства поля боя. Гремучая смесь самурайского воспитания, револьверов-стрелков Стивена Кинга, прокачки героев второго Diablo и умений, свойственных подлинным воинам. Бамбальеро и Хоэкунс вовсе не достояние дворян-адигенов, ведь высшая точка Хоэкунса была достигнута на утерянной планете Химмельсгартн. А учителя Химмельсгартн не делали разницу между высокорожденным дворянином и простолюдином, обладающим зачатками воина. Именно по этой причине бамбальеро могут считаться именно аналогами джедаев, поддерживающих порядок в мире Герметикона.

Что же такое бамбада? О, это не просто огнестрельное оружие, созданное руками мастера. Это нечто большее. Это честь воина, исповедующего Хоэкунс. Воина, умеющего в одиночку остановить роту или две обычных солдат. Воина, считающего бамбаду частью себя. Как редки настоящие бамбады, так и сложны боеприпасы для них. Ведь чтобы победить сотню человек, твои патроны должны быть наполнены не только порохом и свинцом.

На полях современных сражений правят бал пулеметы и бронетяги, бомбы и пушки, цеппели и аэропланы, но бамбальеро по-прежнему остаются грозными воинами, непобедимыми в стрелковом бою.

Галилей Квадрига, корабельный астролог «Пытливого амуша» (идёт покупать наркотики)

Мир и его люди

Визитная карточка Вадима Панова – создание интересных миров и персонажей, даже если те являются не просто второстепенными, а даже проходными. Любой поклонник «Тайного города» или «Анклавов» честно скажет: иногда история, рассказанная мимолётно и не влияющая на сюжет, запомнится надолго. Таков фирменный почерк мэтра, и мир Герметикона не стал исключением.

Да, главным героем цикла является Помпилио Чезаре Фаха дер Даген Тур – путешественник, командор, бамбадао, адиген и разноплановая личность. Но команда его цеппеля, где нет ни одной простенькой индивидуальности, является не меньшим героем. Как и не может не вызвать симпатию основной антагонист первой книги – Нестор дер Фурнье, политик, полководец, человек, явно желающий возвращения времён Империи.

Важный момент: в «Герметиконе» Панов решительно производит замены. Он меняет не только планеты, создавая новые загадки и антураж в каждой книге, нет. Автор лихо рокирует даже жанры. Вот перед вами классический приключенческий детектив с элементами социального триллера. А вот вдруг книга жанра «выживание», где снова появляются приключения, но вместо военных они становятся самыми что ни на есть похождениями Индианы Джонса. Или, не менее стильно, прозаик чуть отодвигает героя, выводя на первые роли его подчинённых, и перед нами неожиданно появляется блестяще стилизованная под стиль фильма Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола» авантюрная история.

Именно так выглядят простые водолазы во вселенной Вадима Панова

Как читать «Герметикон»?

Очень просто. Следуйте нашим подсказкам, и да пребудет с вами… интересный, живой и оригинальный мир, созданный Вадимом Пановым.

«Последний адмирал Заграты» –  появление самого Помпилио Чезаре Фаха дер Даген Тура и экипажа его цеппеля, война, столкновения группировок, интриги, заговоры и сражения. Эта книга расскажет вам об удивительном мире Герметикона, его жителях, мирах и многочисленных тайнах.

«Красные камни белого» – роман-выживание, книга о серьёзных обстоятельствах, проблемах и попытках их решения нашим героем, оказавшимся не просто без своей команды, но и без… А вот спойлеров не будет. 

«Кардонийская рулетка» –  новая планета, новые приключения и старые герои, ведь здесь в центре внимания читателей – экипаж и самые верные люди Помпилио Чезаре Фаха дер Даген Тура, а также новая миссия с хитросплетением дипломатии, игр разведок и интересов зарождающегося класса буржуазии, ценящей лишь деньги, а не честь. 

«Кардонийская петля» – книга-погоня, ведущая Помпилио Чезаре Фаха дер Даген Тур по следу безжалостных убийц. Увлекательное продолжение истории, рассказанной ранее. 

«Сокровища чистого разума» – а здесь Панов максимально решительным образом останавливается на судьбах героев, считающихся второстепенными, и показывает: лишних персонажей не бывает, а сама история может быть рассказана с разных сторон. 

«Прошлое должно умереть» –  как и в истории Земли, на рубеже ХIX – XX веков мир Герметикона потихоньку сотрясают революции, терроризм и нигилисты, который в грош на ставят человеческие жизни на дороге, ведущей их к пожару классовой войны. И именно один из них, Огнедел, становится целью Помпилио Чезаре Фаха дер Даген Тура.

«Скопление неприятностей» –  и снова дорога через звёзды, неизвестный мир и слава первооткрывателя, совсем недавно наконец-то встретившего свою судьбу, женщину, ставшую его супругой. Но сможет ли один из лучших офицеров Герметикона оставаться в стороне от решения странной загадки о неведомой Звёздной машине?

«Не видя звезд» – тот самый черновик, о котором мы упоминали в самом начале статьи, пишущийся в режиме реального времени. Книга, создаваемая прозаиком на глазах читателей. И лучше, чем авторская аннотация мы сказать и не сможем: 

«Мартина – загадочная и невероятно красивая «планета миллиона озер», хранящая мрачную тайну гибели Тринадцатой Астрологической экспедиции. Именно её намерена разгадать Девятнадцатая Астрологическая экспедиция, в которой не мог не принять участия Помпилио Чезаре Фаха дер Даген Тур – знаменитый путешественник, умеющий находить выход из самых безнадёжных положений. И это умение ему крепко пригодится на Мартине – в ловушке созданной Пустотой, и в ловушке, подстроенной новыми, очень опасными врагами. Оторванный от Герметикона, Помпилио может рассчитывать только на себя и команду «Пытливого амуша», на людей, которых он подбирал годами, и которым полностью доверяет. И на знаменитую лингийскую дерзость, конечно, которая способна превратить поражение в блистательную победу».

Стандартное изображение
Дмитрий Манасыпов
Российский писатель, работающий в жанрах альтернативной истории, боевой фантастики, фэнтези.