Как Дмитрий Глуховский стал флагманом отечественной фантастики?

От «Метро 2033» до первого в России аудиосериала «Пост»: рассматриваем творческую эволюцию автора, вспоминаем трудности, с которыми ему довелось столкнуться и рассуждаем о значимости произведений

Судьба Глуховского, как создателя «Метро 2033» и самой книги, беспрецедентного случая современной отечественной литературы, изначально складывалась непросто.

Автор многократно говорил о видении постъядерного московского метрополитена в качестве синтеза всего, творившегося в стране эпохи 90-ых. Гнетущая атмосфера неуверенности в завтрашнем дне и в следующей минуте. Безумные секты, ультрарадикальные движения, обесценивание человеческой жизни и торжество двух элементов: силы и денег. Даже если последними являются патроны, то люди не меняются.

Возможно, именно отсутствие романтического флёра, окутавшего недавнее прошлое в первой половине нулевых годов, стало единственным провалом «Метро 2033» при  первом издании. «Эксмо», взявшее книгу в работу, выпустило ее в одной из самых популярных серий, «Русской фантастике». Но читателя та не зацепила.

Дмитрий Глуховский проявил характер и недюжинную смекалку, не опустил рук, обернувшись к молодежи, активно осваивающей сеть и смотрящей на бумажные книги отечественных авторов как на некий анахронизм. Затея удалась. Второе издание, содержащее на обложке лицо автора, проглядывающее через стекло противогаза, стало каноничным, породив бум, культ и целый пласт культуры.

Выпуск двух продолжений и четырех игр с аддонами, лишь прибавили популярности. Общий тираж «Метро 2033» на русском языке давно превысил четверть миллиона экземпляров, породив серию «Вселенная метро 2033».

Желание выбирать собственную дорогу, не подстраиваясь под ожидания, позволил автору самого популярного русскоязычного постапокалиптического продукта писать дальше, развиваясь и ведя за собой читателей в совершенно другие жанры. Хотя в целом они объединены термином «фантастика».

«Сумерки»

Книга, основанная на набирающей популярности во второй половине нулевых басне о конце света, согласно календарю Майя. Произведение частично напоминает «Код да Винчи» — роман, который медленно терял популярность в ту пору. Фантастический триллер с элементами фантастики не стал близнецом первого бестселлера Глуховского, но привлек внимание аудитории, с подозрением относящейся к идее русского постапокалиптического жанра, порой содержащего множественные штампы в духе: «печка, гречка и ружбайка». Темная в своей атмосфере, понятная большей частью описываемого и интригующая испанскими конкистадорами, зеленым адом Амазонии и мрачно-кровавыми тайнами древнего племени, канувшего в бездну истории. 

«Рассказы о Родине»

Было бы в корне неправильно обделить вниманием сборник рассказов, которому сложно дать жанровое определение. Основная причина тому — «возраст» автора. К моменту выпуска Глуховский еще не совершил свой творческий прорыв, начавшийся после выхода романа «Будущее», поэтому воспринимаются они по-разному. Определенная часть воспринимается взрослой, содержащей в себе имеющийся опыт прозаика. Какая-то явно незрелой. А третья, основная, вообще кажется желанием автора написать остросоциальное произведение, совместив его с фантастическими элементами. 

Как отправная точка в прозу, «Рассказы о Родине» являются для писателя Глуховского тем же самым, чем для поездов является депо. Там не всегда чисто. Вернее, чаще всего, наоборот: не по причине халатности, а из-за характера работы. Там не услышишь литературного русского, но принцип «армия без мата, как солдат без автомата» очень хорошо работает именно в рабочих ситуациях. И, глядя на красивый «Сапсан», несущийся в своих мягких сидячих вагонах в Питер, всегда нужно помнить – без депо, жесткого, порой грязного и нужного, ничего бы этого не было.

«Будущее»

Будущее, созданное Глуховским в романе, не стало новым для определенной части читателей. Откровенно удивить своим взглядом на возможность подобного сценария автор смог лишь самую молодую часть поклонников, не обладающих багажом прочитанных книг схожей тематики. Прочие оказались поражены составляющей, порой называемой в сетевых мнениях «скотской», «животной» и «отталкивающей».

И хотя книга явно удалась, стиль повествования несколько изменился, демонстрируя явное развитие самого писателя. В отличие от порой наивных описаний первых «метрошных» времен, сюжет приобрел большую реалистичность. Конъюнктурный посыл, поддержанный кинофильмами, где самым ярким примером разделения социума стал провалившийся «Эквилибриум», склонялся к явной антиутопии, получив развитие в заключительной части трилогии «Метро».

Сейчас, спустя пятилетку, «Будущее» стоит перечитать, хотя бы для понимания собственного восприятия и более взрослой оценки этой, крайне важной, вехи автора Глуховского.

 «Текст»

Закончив с метро-одиссеей, Глуховский создает хлесткую социальную драму, уверенно играющую ключевыми элементами триллера, психологии и реалиями современной жизни. «Текст» стал бестселлером сразу после выхода и привлек внимание критиков разного уровня, ранее игнорирующих фантастический жанр.

Похожие материалы:  Халед Хоссейни: «Из грустных историй вырастают хорошие книги»

Да, именно такое отношение, сложившееся несмотря на общий рост фантастики и фэнтези во всех направлениях творчества, до сих пор сохраняется к писателям-фантастам. А какой автор не хочет доказать свою состоятельность? Глуховский, к чьей-то радости, к чьему-то сожалению, это сделал.

Есть ли еще причины, заставившие его сделать подобный шаг? Говорить об этом сложно. Достаточно вспомнить «закатившихся» к концу второго десятилетия 21-го века звезд новой русской прозы Минаева и Багирова. Оба, как и Глуховский, получили признание благодаря сети. Оба светились где только возможно, уйдя на телевидение и в политику. Как складывается их судьба сейчас? Это уже не имеет значения. Важнее другое.

Дмитрий Глуховский, обладающий, кроме творческого, талантом к продвижению и умением чувствовать тренды, сделал очень правильный ход. Он написал нужную книгу, не пытающуюся критиковать текущий режим страны, но книгу, прямо говорящую о самых настоящих перегибах, позволенных себе людьми, считающих себя режимом и пользующихся этим. Неправильно и грубо? Возможно. Но злободневно и актуально.

Именно «Текст» показал нового Глуховского – прозаика. И прозаика сильного, увлекающего тысячи, если не сотни тысяч и не боящегося говорить о своем отношении к обычной жизни. Как его воспринимать? Это уже личное дело нас с вами.

Глуховский умеет удивлять. Вот, кажется, его последняя книга «Текст» ставит жирную точку в фантастике, доказывая потенциал настоящего прозаика. И тут же Дмитрий запускает аудиосериал «Пост» и сразу ясно: энергии у этого человека – как у маленькой АЭС. Так о чем новая история самого популярного автора постапокалиптического жанра в России?

«Пост» – знакомое старое или совершенно новое?

Практически не касаясь событий вокруг границ РФ, автор сразу кидает нас в лихо развивающиеся события. И, казалось бы, все это уже имеется в его же «Метро», но верно ли подобное утверждение?

Опять недалекое будущее и Россия после войны. Не ядерной, но гражданской, поделившей страну на Московскую империю и оставшуюся часть, сразу за Волгой.

Здесь, через мост у Ярославля, жизнь течет изменившись, но оставаясь относительно нормальной. Там, за мостом, скрываются тайны. Там лениво стелется ядовитый туман, и нет ни одного путника, переходящего сюда. К Посту.

Пост, община вокруг него и люди, главный герой, немного наивный юноша, схожий с Артемом из «Метро», и главная героиня, помнящая Москву своего детства и совершенно иную жизнь. И собственный взгляд автора, через героев с событиями рассказывающего о нашей с вами нынешней жизни.

Для Глуховского это не в новинку. Еще в «Метро 2035» собственную мрачную фантастику о павшем мире Дмитрий скрестил с самым настоящим памфлетом, жестокой насмешкой над Россией «десятых».

Обложка текстовой версии аудиосериала «Пост»

В «Посте» с его напряженным сюжетом и лихо закрученными поворотами такого посыла не меньше. Только язык автора стал богаче, а формулировка мыслей тоньше. Он больше не старается бить прямо в лоб.

Бюрократия, коррупция и религия. В случае последнего: именно религия, не вера. Никто из персонажей не знает – что творится там, за Волгой. Но происходящее вокруг воспринимает как должное и считается правильным.

И этот мир, несмотря на случившуюся трагедию, к сожалению, так и остался калькой нашего времени. Здесь чиновники упиваются собственной властью, сильно смахивая на всемогущих воевод или губернаторов времен царя-батюшки. Тут «рука руку моет», а обычные люди, стоящие вне хитрых схем разворовывания оставшегося после войны, выживают. А еще вера в «Посте» превращена в тот самый «опиум для народа», став настоящим правилом в умелых руках кормчего, носящего на груди крест.

От всего, созданного Глуховским в новом проекте, веет той же безнадегой, что скрывалась на страницах «Метро». И, вероятнее всего, из-за смелости начитанных самим автором фраз, она еще более реальна.

Вот и получается, друзья, что «Пост» вовсе не переписанное изложение судьбы Артема, а нечто новое. Интересное. Яркое. Самобытное. И захватывающее. Впервые на нашем сайте выходит текстовая версия нашумевшего аудиосериала. Рекомендуем ознакомиться с ней!

Автор статьи: Дмитрий Манасыпов

Стандартное изображение
Дмитрий Манасыпов
Российский писатель, работающий в жанрах альтернативной истории, боевой фантастики, фэнтези.