«Тринадцатая карта»: обзор новой повести Майка Омера из цикла «Гленмор-Парк»

19 декабря эксклюзивно на ЛитРес вышла книга «Тринадцатая карта», являющаяся новой повестью из уже знакомого нам цикла «Гленмор-Парк». Делимся впечатлениями от новинки, а также разбираемся, насколько тернистым был жизненный путь писателя Майка Омера, который известен широкой аудитории не только как автор множества бестселлеров, но и как скандальный израильский журналист и создатель успешных компьютерных игр.

По промокоду febrislove дарим скидку 20 % на каталог Литрес + 2 книги из подборки в подарок!

Майк Омер – не просто один из самых успешных писателей, работы которого входят в списки бестселлеров New York Times, Washington Post, а его книга «Внутри убийцы» стала второй по популярности в Kindle в 2018 году. Он также является журналистом, разработчиком игр и генеральным директором Loadingames. Но на его официальном сайте информацию об этих достижениях и наградах LiveLib Reader’s Choice Award за детективную фантастику, а также о детективной премии «Серебряный Ворон» Томаса и Мерсера вы еще должны раскопать. Вместо этого в самом центре стартовой страницы красуется вот такой лаконичный комментарий о его жизни:

«Омер женат на женщине, которая усердно заставляет его жить своей мечтой, а также он является отцом ангела, пикси и гремлина. У него есть две прожорливые гончие, которые угрожающе виляют хвостом любому, кто приближается к его дому».

И это сразу же цепляет какой-то непосредственностью, будто владельца сайта не сильно-то и заботит общественное признание. Папочка ангелочка – вот это другое дело, это та должность, которую нужно с гордостью демонстрировать всему миру! Но если серьезно, то кто такой Майк Омер и почему мир сходит с ума по его детективным триллерам?

Гражданин Израиля и сын психологов

Для того чтобы понять, что же повлияло на Омера как писателя, давайте пробежимся по фактам его биографии. Майкл родился в Иерусалиме в 1979 году и до сих пор имеет израильское гражданство. Оба его родителя – психологи. Отец – Хаим Омер – профессор психологии Тель-Авивского университета. У Майка есть четверо братьев и сестер, один из его братьев – известный художник Ноам Омер, работы которого я искренне рекомендую изучить. Когда Майку было шесть лет, семья переехала в Бостон на год, чтобы его отец получил докторскую степень, и там Омер свободно овладел английским языком. Позже семья вернулась в Израиль и поселилась в Ход-ха-Шароне.

С юных лет Омер проявлял писательский талант и был заядлым читателем научной фантастики и фэнтези. В 16 лет, после прочтения «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса и серии «Плоский мир» Терри Пратчетта, Омер решил попробовать написать собственный роман. В результате The Geography of the End of the World был опубликован в 1995 году израильским издательством Opus, где Омер был самым молодым работником. Майк быстро стал одним из самых заметных среди израильских авторов научной фантастики и фэнтези – жанров довольно нетипичных для Израиля.

К 18 годам Омер поступил на обязательную военную службу в Израиле, где провел три года в артиллерийском корпусе. Позже писатель признался, что это повлияло на стиль его письма, который стал мрачнее. Находясь на военной службе, Майк Омер опубликовал свой второй роман – The duck attack, опубликованный в 1999 году. «Утиная атака» еще больше раскрыла увлечение автора комическим фэнтези и была нацелена на молодых людей.

В поисках вдохновения

По завершении военной службы Омер воспользовался своим армейским опытом и начал писать социальные комментарии об израильском обществе и культуре. В конечном итоге это привело к тому, что в 2009 году он запустил веб-сайт социальной сатиры Loof Columns, который был закрыт несколько лет спустя. На нем были представлены сатирические работы Омера, а также колонки его коллег-писателей. Среди проблем израильского общества, которыми занимался Омер, были уникальная израильская культура службы в резерве, некомпетентность премьер-министра Израиля Нетаньяху в сфере контроля над министрами, развенчание образа типичного израильтянина и обсуждения общего абсурдного человеческого положения в 21 веке.

В 2011 году Омер присоединился к Шахару Коберу и Зиву Ботцеру и приступил к написанию сценария компьютерной игры под названием «Несчастье», которую они разработали вместе. За два года Омер написал основной сюжет игры, экспериментируя с построением мира и характеристикой. Онлайн-журнал Gamasutra высоко оценил повествование:

«В отличие от многих других игр, основной упор в Misfortune делается на сюжет. По ходу игры разворачивается сложная история, включающая несколько сюжетных линий, которые переплетаются воедино».

Позже Омер сказал, что работа над сложным построением мира «Несчастья» была гигантской, но невероятно приятной задачей. Игра была рассчитана на несколько месяцев и снабжала игрока несколькими пересекающимися сюжетными арками.

Эксперименты и расширение границ книжной индустрии

После положительных отзывов о его работе в «Несчастье» Омер приступил к написанию сложной истории, эпической по масштабу и созданной в виде сериала, состоящего из нескольких частей. Сосредоточив внимание на молодежи как целевой аудитории, как это было и в его предыдущих романах, Омер решил окунуться в необычный тогда мир интерактивных книг. Его целью было написать серию, в которой читателям будет предложено посетить внешние ссылки, расширяющие вселенную произведения.

В результате Nedudey Shena («бессонница» с иврита) должна была стать интерактивной книгой с дополнительными короткометражными фильмами. Последовавшая за этим война торгов за право публикации привела к уникальному сотрудничеству между двумя ведущими издательствами Израиля – «Кинерет Змора-Битан» и «Кетер».

Для создания дополнительных короткометражных фильмов к книге и для того, чтобы сохранить аутентичность оригинальной рукописи, издатели попросили автора адаптировать элементы сценария. Омер, который раньше никогда не писал сценарии, занялся изучением кинематографии, думая о правильности раскадровки, а не следуя правилам классического литературного повествования. Омер подошел к задаче, применяя образы сверхъестественных триллеров, вдохновленный сериалом «Город сверхъестественного. Индиана».

Похожие материалы:  Однажды в Фахе: ирландская сага о счастье и любви в духе Толкина

В результате получился гибрид художественного текста и фильма, интерактивная книга. Haaretz Book Review отметила уникальный интерактивный характер произведения. Омер создал отдельный веб-сайт, на котором главная героиня романа опубликовала свой видеоблог. Согласно Ynet, Омеру «удалось создать необходимое напряжение и приправить его нужной долей ужаса». Год спустя книга была переведена на английский как «Бессонные» и стала первой книгой писателя, опубликованной на английском языке.

Создание вселенной Гленмор-Парка

К 35 годам Омер написал и издал шесть книг под своим именем, и все они были в жанре фэнтези. После двадцати лет писательской карьеры, начиная с публикации «Географии конца света» в 1996 году, Омер чувствовал себя ограниченным жанром. 

«Подростком я вошел в мир написания фэнтези, думая, что это даст мне свободу, но с годами это казалось довольно ограничивающим», – сказал он позже израильскому журналисту Ярону Лондону.

Омер, желая сломать ограничения жанра, решил заняться реализмом. Используя свой предыдущий опыт построения мира, он создал современный американский город, расположенный в Массачусетсе. 

«Я хотел создать сеттинг, который подчеркивал бы человеческие отношения во всей их ущербной природе. Мир, наполненный прошлыми травмами, навязчивой природой и преступлениями, вызванными страстью».

Вымышленный городок Гленмор-Парк стал местом развития событий в целой серии романов. Главные герои серии – детективы Ханна Шор и Бернард Глэдвин, которые кочуют из одной книги в другую. Любители детективного жанра в такому привыкли: те же Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро и мисс Марпл раскрывали преступления от книги к книге, а фанаты ждали выхода новых историй и раскрытия следующих громких преступлений.

У американского дуэта нет альфы и беты: в книге «Сеть смерти» молодая работница полицейского участка Ханна Шор пытается доказать свою состоятельность, пытаясь расследовать сложный кейс. Убитым оказывается аморальный мужчина средних лет, который домогался людей по сети. Что перевесит, чувство долга и желание раскрыть убийство, демонстрирующее ее профессионализм, или отвращение к жертве и мысли, что, возможно, он получил по заслугам? Ханна берется искать преступника, но найдет нечто гораздо хуже.

В новом романе «Тринадцатая карта» на первый план выходит Бернард. И хотя действия происходят в том же городке, с теми же героями, воспринимается это совсем по-другому. Два детектива кардинально отличаются по характеру: и если Ханна с упертостью бульдозера движется к своей цели, не жалея сил и времени на раскрытие убийства, то Бернарда раздирают противоречия. Да, он профессионал в своем деле, и да, он любит свою работу и иногда забывает о ходе времени. Но в отличие от Ханны Шор у него есть сдерживающий фактор: жена и двое детей, которые хотят хоть изредка видеть отца, послушать от него сказку на ночь и поговорить по душам. 

Такая вот «нормальность» жизни главного героя отличает этот роман от других детективов: Бернард не робот, он живой человек с обязанностями, потребностями и юмором, который с каждой страницей открывается читателю с новой стороны. Запросто подойти и задать вопросы о преступлении участникам криминальной банды, держащей в страхе весь район? Не вопрос, он помнит их еще школьниками. Подкинуть в музее взятку человеку, который знает все о покупке нелегального оружия? Летите, мои зеленые! Внушить экстрасенсу, что он в ней заинтересован, чтобы она дала ему показания? Не видишь в картах наличие двух детей? Твои проблемы, моя хорошая! 

И весь этот уникальный стиль работы, ставящий под вопрос его профессиональную этику, знание клочка земли и людей, живущих на нем, добавляют какое-то приятное чувство ностальгии, будто ты оказался на первом ряду в мягком кресле маленького и уютного кинотеатра. Будет ли в следующую минуту сделано шокирующее открытие, которое вызовет уважение к главному герою, или же жена намылит ему шею за позднее возвращение, и он окажется просто отцом и мужем, который пытается с юмором и оптимизмом относиться к любой стоящей перед ним задаче, будь то взятие показаний или попытка накормить ужином дочь.

Жертвами в детективах бывают влиятельные люди, имеющие много врагов: богатые, потому что другие хотят заполучить их деньги, красивые, ведь, возможно, они увели чьего-то возлюбленного. Но кому могла перейти дорогу милая пожилая женщина в хиппи-наряде и с кладовкой, полной чудодейственных трав. Жаклин Мьюн была экстрасенсом с почти тысячей восторженных отзывов в интернете, она готовила снадобья, гадала на Таро и просто давала утешение людям. Кому она могла перейти дорогу? 

«Тринадцатая карта» заставляет читателя сомневаться до последней страницы. Бернард Глэдвин и Ханна Шор не вычеркивают никого из списка подозреваемых. Сестра, ссоры с которой слышали соседи; дочь, которая за спиной у матери отжимала у нее клиентскую базу; конкурентка-экстрасенс, пытавшаяся навести на Жаклин порчу, или, быть может, участник криминальной группировки, которого видели незадолго до совершения преступления у ее квартиры? Списывать со счетов нельзя никого, ведь это конек Омера – умело писать о двух вещах: об обычных людях, которые легко могут быть преступниками, и жертвах их  преступлений, которые, возможно, заслуживают возмездия.

Стандартное изображение
Маргарита Ундалова
Переводчица, литературная обозревательница