Что заставляет людей творить зло? Идеи книги «Эффект Люцифера»

Идеи книги «Эффект Люцифера» автора Стэнфордского тюремного эксперимента

Социальный психолог Филипп Зимбардо известен большинству как автор Стэнфордского тюремного эксперимента. В 1971 году профессор предложил группе обычных студентов Стэнфорда притвориться тюремными охранниками и заключенными. Вскоре первые начали агрессивно злоупотреблять властью, а вторые стали проявлять признаки эмоционального надлома. Итогом многолетней аналитической работы Зимбардо над различными социальными феноменами стала книга «Эффект Люцифера».

В фокусе его внимания оказался вопрос, относящийся к социологии в той же степени, что и к моральной философии: как люди, абсолютно не предрасположенные к агрессии, проявляют не только равнодушие и безучастие к страданиям окружающих, но и становятся беспощадными? Временами книгу Зимбардо может быть неуютно читать, но терпеливому читателю она подскажет, как можно бороться со злом и самому не стать монстром, — ведь эта книга не про «них», а про «нас».

Конформизм может «мотивировать» людей быть агрессивными

Агрессивному поведению может способствовать не только обстановка тюрьмы, но и пребывание в любых замкнутых группах, где есть разделение на «нас» и «других», например, в подростковых компаниях, где группа детей нередко травит одиночку.

За ситуацией всегда стоит система взглядов, обусловленных идеологией, воспитанием, традициями и так далее, которая и определяет насилие и способы его реализации. Германские нацисты, участвовавшие в массовом уничтожении евреев, многократно повторяли в суде: «Я просто выполнял приказ», «Я доверял властям», «Я старался ради блага моего народа». Зимбардо следует за определением «банальности зла», которое дала философ и основоположница теории тоталитаризма Ханна Арендт: подчиняясь авторитетам, мирные люди могут дойти до убийства. Конкретные ситуации и стоящие за ними системы часто оказываются сильнее человека не из-за его эгоизма и склонности к насилию, а из конформизма — стремления быть как все, заслужить похвалу.

Анонимность помогает насилию процветать

Участники Стэнфордского тюремного эксперимента, игравшие роль тюремщиков, сообщали, что черные очки облегчали им работу, поскольку помогали будто переставать быть собой и войти в образ надзирателей. Ровно так же работает деиндивидуализация под действием наркотика, алкоголя, стресса. Подобное состояние можно испытывать на войне или пятничной вечеринке, когда самоидентификация человека растворяется в групповой. Но в сочетании с дегуманизацией врага и социального одобрения на злобу деиндивидуализация приводит к насилию. Потерять собственное «я» в «тотальной» ситуации просто, и хоть впоследствии человек и вспоминает с ужасом о совершенных поступках, но способен быстро перекинуть ответственность на группу: «делал как все», «выполнял указания», «думал, что так надо», «считал, что начальству виднее».

Коллективная ответственность играет на руку инициаторам насилия

В 1964 году в Нью-Йорке на глазах чуть ли не сорока свидетелей была убита девушка Китти Дженовезе. Так мир узнал об «эффекте наблюдателя», который проявляется,  когда люди не пытаются помочь очевидно нуждающимся, потому что каждый мысленно перекладывает ответственность на другого, и чем больше толпа, тем меньше личный отклик.

Похожие материалы:  Одни против всех: 5 вдохновляющих историй женщин, которые бросили вызов всему миру и победили

Кроме того, «эффект наблюдателя» проявляется и в благополучной среде, в коллективах людей благородной профессии. Так, «хорошие» полицейские не берут взятки, но могут покрывать своих коллег-мздоимцев, а «хорошие» кардиналы не разоблачают священников-педофилов. Да и сам Филипп Зимбардо признался, что в ходе Стэнфордского тюремного эксперимента убедил себя, что продолжает жестокий опыт ради науки и общего блага.

Обнадеживает вот что. Часто случается так, что стоит лишь одному человеку вмешаться в ход событий — и насилие прекратится. Подруга Зимбардо Кристина Маслач на шестой день эксперимента не выдержала и спросила психолога: «Что ты делаешь с этими мальчиками?» — и заявила о своей готовности обратиться к начальству. После этого ученый осознал, что перед ним не «роли», а люди, которые страдают, и остановил эксперимент.

Впоследствии Зимбардо назовет поступок подруги «банальным героизмом» (снова вспомним про Арендт) и разработает систему эффективного противостояния злу. В первую очередь психолог призывает приучать себя воспринимать участников разных ситуаций как людей, а не функции, а также быть готовым протестовать против несправедливости на личном уровне. Пускай система не сломается целиком, но конкретная ситуация, вполне вероятно, изменится. Филипп Зимбардо рекомендует не терять бдительности, учиться трезво анализировать ситуацию и повышать иммунитет к пропаганде, противостоять анонимности и продвигать ценности гуманизма. Социальные ситуации — не стихия, пишет ученый. В книге «Эффект Люцифера» он убедительно доказывает, что они создаются людьми, состоят из людей, и изменяют их тоже люди.

Стандартное изображение
Издательство «Альпина нон-фикшн»