Жизненный путь Витольда Пилецкого — пример того, как одна личность может изменить ход войны. Будучи борцом польского Сопротивления, он добровольно согласился попасть в плен к немцам, чтобы узнать, что происходит в лагере под названием Аушвиц. В течение двух с половиной лет Пилецкий создавал подпольную армию, которая передавала доказательства зверств, совершаемых нацистами.
Подробно его история описана в книге «Добровольный узник», вышедшей в издательстве МИФ. В основу повествования легли неопубликованные документы, рассекреченные архивные записи и интервью с выжившими бойцами Сопротивления. Рассказываем, как начинался путь Пилецкого и что привело его к решению стать добровольным узником Освенцима.
Художник, военный, крестьянин
В юности Витольд Пилецкий хотел стать художником и изучал живопись в университете города Вильно. По окончании Первой мировой войны ему пришлось бросить учебу: когда Польша провозгласила независимость, в нее почти сразу вторглась Советская Россия. Витольд принял участие в войне против большевиков и возглавил отряд разведчиков.
После ему уже не хотелось возвращаться к живописи. Долгое время Пилецкий не мог найти себе применение. Он работал на военном складе, в союзе земледельцев, и лишь после смерти отца в 1924 году решил заняться семейным поместьем в Сукурчах.
Вскоре Витольд стал главой местной общины. Он основал молочный кооператив, организовал отряд резервистов. В 1927 году познакомился со своей будущей женой Марией, когда рисовал декорации для спектакля в новой школе. Ухаживая за девушкой, Витольд подкладывал в раскрытое окно ее спальни букеты сирени. Витольд и Мария поженились в 1931 году, через год у них родился сын Анджей, а еще через год — дочь Зофия.
Витольд и Мария Пилецкие вскоре после свадьбы
Тихая семейная жизнь не мешала Пилецкому следить за политическими событиями в стране. Он не одобрял действия политиков, использовавших национальные различия в своих целях. И выступал за объединение людей всех национальностей, решивших воевать за Польшу, чтобы отразить нацистскую угрозу.
В августе 1939 года Польша объявила мобилизацию 500 000 резервистов. Витольд, младший лейтенант кавалерии в запасе и представитель мелкопоместного дворянства, должен был в течение сорока восьми часов доставить свой отряд в казармы города Лиды, расположенного поблизости.
Пилецкий яростно сражался против немцев в составе 19 пехотной дивизии, а после вторжения в Польшу советских войск — в партизанском отряде. Однако в октябре 1939 года поступил приказ о прекращении сопротивления. Перед Витольдом встал вопрос: сдаться или бороться, понимая всю безнадежность борьбы? Первый вариант был для него категорически неприемлем.
Расхождение во взглядах
Девятого ноября Витольд связался со своим товарищем Яном Влодаркевичем и организовал встречу потенциальных новобранцев в Варшаве. До глубокой ночи они обсуждали стратегию новой подпольной организации, которую назвали «Тайная польская армия» (Tajna Armia Polska).
К декабрю в организации насчитывалось около ста человек, в основном это были молодые мужчины. При этом Витольд направлял все силы на то, чтобы воспитать молодую армию — солдаты в шутку называли его «няней».
Вскоре Витольд узнал, что Ян Влодаркевич увлекся антисемитскими настроениями: начал публиковать от имени организации пафосные материалы о Польше для поляков и о создании истинно христианского государства. Идейные расхождения между товарищами становились все сильнее. Влодаркевич даже начал вести переговоры с националистическими группами.
Витольд Пилецкий и Ян Влодаркевич
Тогда Пилецкий обратился за помощью к Стефану Ровецкому, руководителю конкурирующей организации «Союз вооруженной борьбы». Задачей было обсудить объединение сил. Ровецкий поддержал формирование подпольной гражданской администрации. Вдохновленный масштабом личности этого человека, Витольд предложил Влодаркевичу войти в подчинение к Ровецкому, но Ян не раздумывая отклонил эту идею.
Переломный момент
Утром 3 июля 1940 года эсэсовцы арестовали Владислава Деринга, товарища Витольда. Участники подполья не знали, что именно случилось с Дерингом, но ходили слухи, что СС организовала концентрационный лагерь в бывших казармах польской армии за небольшим городком Освенцимом. Немцы называли это место Аушвиц.
Нацисты были не первыми, кто применил на практике идею заключения своих оппонентов в концлагеря. Но Аушвиц отличался от остальных мест тем, что это был первый лагерь, куда заключенных помещали по национальному признаку.
Подпольщики почти ничего не знали об этом месте, но слышали, что немцы отправляют туда все больше и больше людей. В августе 1940 года там находилось более тысячи человек. Из писем заключенных почти ничего нельзя было понять. Но о масштабах насилия в Аушвице свидетельствовало количество уведомлений о смерти, которые СС рассылала семьям умерших заключенных, и забрызганные кровью личные вещи узников концлагеря.
«Тебе выпала большая честь»
В августе, после ареста начальника штаба Тайной польской армии, Ян Влодаркевич созвал экстренное совещание. Сначала он объявил о слиянии группы с основными силами подполья, как того хотел Витольд.
Затем повернулся к Пилецкому со словами: «Тебе выпала большая честь».
Он пояснил: они с Ровецким разговаривали о концлагере. Ровецкий полагал, что, пока все происходящее в лагере покрыто тайной, немцам может сойти с рук что угодно. Он хотел, чтобы кто-то проник в лагерь, собрал сведения и, если получится, создал ячейку сопротивления и организовал побег. Лучше всего на эту роль подходил Пилецкий.
Витольд понял: это наказание за то, что он не согласился поддержать идеи Яна. Добровольно попасть в немецкую облаву звучало как безумие. Однако на другой чаше весов находился тот факт, что Ян под давлением Витольда согласился подчиняться Ровецкому. Как это будет выглядеть, если Витольд откажется от первой же просьбы Ровецкого?
В то же время, учитывая рискованность задания, Влодаркевич не мог отдать Витольду приказ. Ему требовалось добровольное согласие.
Пилецкий взял время на раздумья. Больше всего он беспокоился о семье — отправка в Аушвиц означала, что Марию и детей придется бросить на произвол судьбы и подвергнуть риску расстрела.
Окончательно на его решение повлияла новость о том, что арестованный Владислав Деринг действительно находится в Аушвице. Витольд сказал Яну, что готов стать добровольцем.
Витольд Пилецкий и Элеонора Островская за работой
Новая жизнь
Немецкая облава в районе Жолибож ожидалась через неделю. Витольд расположился в квартире жены своего брата Элеоноры Островской. Отныне ему полагалось стать Томашем Серафиньским — выдуманное имя должно было обеспечить его семье безопасность.
Утром 19 сентября за окном послышался грохот приближавшихся грузовиков. Через несколько минут раздался стук в дверь — это был сторож дома, Ян Киляньский.
— Они уже здесь. Это твой последний шанс, — сообщил он Пилецкому.
Затем в квартиру ворвался солдат, размахивая оружием. На лестничной клетке толпились солдаты и полицейские в штатском. Витольда и других задержанных вывели на улицу. Арестованных было около сотни или даже больше.
Закончив обыски, немцы повели арестованных на проверку документов. Фабричных рабочих и железнодорожников отпустили, а остальным приказали лезть в крытые кузова грузовиков. Витольд вместе с другими задержанными взобрался внутрь — так началась его новая, лагерная жизнь.