Работорговцы, контрабандисты, пираты: кто контролирует мировой океан?

Почти три четверти поверхности Земли занимает пространство, неподконтрольное государствам и не защищенное законом. Международные воды являются одновременно пристанищем для мародеров, вооруженных наемников и браконьеров, и тюрьмой для увязших в долгах мигрантов, морских рабов и моряков, подчиненных разорившимся судовладельцам. События в Мировом океане редко становятся предметом журналистских расследований, поэтому книга американского репортера Иэна Урбины «Океан вне закона» представляет особую ценность для всех увлеченных морем и журналистикой.

Иэн Урбина на протяжении пяти лет погружался в непростую, но полную приключений жизнь в открытых водах: общался с моряками, экологами и бывшими рабами, сражался с непогодой, преследовал браконьерские судна и был свидетелем вооруженных конфликтов. Его книга «Океан вне закона» — серия зарисовок о преступлениях, которые совершаются в морском мире и редко долетают до людей на суше.

В этой статье мы поделимся тремя эпизодами из расследования Иэна Урбины: о браконьерском судне «Тандер», экипаж которого долго скрывался от закона, о сомалийских пиратах и людях, которые по воле случая становятся узниками моря.

Укрощение браконьеров

Траулер «Тандер» — одно из самых известных браконьерских судов в мире. Лавируя в безграничных нейтральных водах, «Тандер» занимался нелегальным рыболовным промыслом десятилетиями и всегда избегал наказания. Больше всего команду браконьеров интересовал клыкач, или чилийский сибас, крупный и ценный хищник атлантических вод. Из-за высокого содержания омега-3 жирных кислот и дороговизны эту рыбу прозвали «белым золотом». По оценке Интерпола, с того момента, как «Тандер» попал в черный список в 2006 году и до 2013 года владельцы судна заработали более 60 миллионов долларов.

Настоящая охота на злостных нарушителей началась, когда за дело взялась команда «Морского дозора»[1]. Два судна «Сэм Саймон» и «Боб Баркер» преследовали «Тандер» на протяжении 110 дней, пройдя почти двенадцать тысяч миль по трем океанам и двум морям. Эта погоня за браконьерами стала самой продолжительной в истории судоходства. К тому же операция была довольно опасной: сильнейшие морозы и штормы изнуряли экипаж, огромные дрейфующие льдины мешали следовать по курсу, а преступное судно не раз пыталось протаранить своих преследователей.

6 апреля 2015 года «Тандер» затонул. По предположениям «Морского дозора», это был саботаж со стороны капитана, который надеялся вместе с судном утопить улики совершенных преступлений. Битва с «Тандером» завершилась победой активистов: капитана и команду спасли и представили властям, но каким-то образом им удалось бесследно исчезнуть. Бывшие гражданами свободной океанской стихии, эти люди и на суше продолжили жить по принципу вседозволенности. 

Океан — тюрьма без решеток

Море далеко не всегда оказывается территорией свободы. Для некоторых оно становится настоящей тюрьмой, выбраться из которой не позволяют обстоятельства. Для этого не обязательно попадать в рабство: заложниками стихии становятся безбилетные пассажиры, проникающие на судна в надежде эмигрировать, люди, которых подозревают в терроризме и вывозят для пыток в нейтральные воды, и моряки, застрявшие на суднах из-за недобросовестности владельцев.

С беглецами, тайком проникающими на судно, часто обходятся жестоко. По правилам иммиграционного законодательства большинства стран, на берег не могут сойти люди, не являющиеся членами экипажа или официальными пассажирами. За доставку нелегальных мигрантов капитаны платят штрафы размером до 50 тысяч долларов. Нередки случаи, когда безбилетников «сплавляют» — высаживают посреди океана на плоту, оставляя на верную смерть.

Беззаконием океана пользуются и государственные служащие. Известно, что сотрудники ЦРУ долгое время отправляли подозреваемых в терроризме в секретные тюрьмы в Румынии, Польше, Египте и в заливе Гуантанамо. Когда судно с заключенными выходило в море, о соблюдении гражданских прав можно было забыть, а допросы и пытки становились обычным делом. В 2009 году президент США Барак Обама издал закон, запрещающий пытки и угрозы пыток, но пользующаяся дурной славой тюрьма Гуантанамо все еще существует.

Похожие материалы:  Как дарвиновская теория полового отбора объясняет животный мир – и нас самих? 5 фактов из книги пулитцеровского лауреата Ричарда Прама

Однако чаще всего от бесправия в открытом море страдают сами моряки. Урбина пишет, что разоренные судовладельцы нередко отказываются от своих судов и команд, которые в это время могут находиться далеко в океане или в иностранном порту. Без денег и иммиграционных документов моряки не могут вернуться домой и застревают в море на долгие месяцы, а иногда и годы. Многие из них надеются, что им все-таки выплатят зарплату, и не осмеливаются покинуть корабль без разрешения владельца, чтобы не попасть в «черный список».

Если бы на суше обнаружились фабрики, которые обращаются с рабочими подобным образом — запирают без доступа к воде и пище и не отпускают на свободу — цивилизованный мир стал бы протестовать и требовать справедливости. Но в судоходной отрасли это регулярная ситуация, которая, тем не менее, никак не отслеживается.

Неспокойное Аравийское море и пираты

Появление пиратов связывают с нестабильной ситуацией в прибрежных государствах. В 2000-х годах в Аравийском море участились нападения пиратов, уроженцев Пунтленда — автономного региона восточной части Сомали, жители которого занимались прежде рыболовным промыслом. Длившаяся десятилетиями гражданская война, коррупция и безвластие привели к тому, что бывшие рыбаки взялись за оружие, пытаясь хоть как-то заработать на жизнь.

Ситуацию усугубляла политика сомалийских провинций относительно иностранных рыболовецких компаний: они раздавали нелегальные лицензии хорошо оснащенным иностранным судам, тем самым лишая заработка местных жителей. В среднем сомалийцы добывали в три раза меньше рыбы, чем иностранцы. Пираты, которые захватывали суда других государств, рассматривали свои действия как акт справедливости — иностранцы мешают им зарабатывать деньги честным трудом и расплачиваются за это, выкупая своих же моряков.

Темы браконьерства, пиратства, коррупции и противоборства сомалийских кланов тесно связаны друг с другом, а границы между законными и нелегальными действиями в море размываются. Сложно сказать, насколько правомерно действует вооруженная береговая охрана, когда берет под арест судно за незаконную ловлю рыбы и требует штраф, и неясно, какая из сторон в этом случае может оказаться пиратами нового поколения.

Иэн Урбина, рискуя жизнью, не раз отправлялся в самую гущу событий, чтобы расследовать происходящие в морском мире преступления: браконьерство, использование рабского труда, жестокое обращение с моряками или похищение судов. В книгу «Океан вне закона» вошли собранные им за пять лет истории о непростой жизни в море и людях, ежедневно борющихся со стихией и произволом в нейтральных водах.


[1] Международная некоммерческая организация Sea Shepherd Conservation Society, (Общество охраны морской фауны) занимается защитой морской фауны. Основано в 1977 году бывшим членом Гринпис Полом Уотсоном.

Стандартное изображение
Издательство «Альпина нон-фикшн»