Революции – дело молодых и, совершенно точно, не лекарство против морщин. Восстания и гражданские войны их лишь прибавляют, калеча психику и тело. Но, повторимся, борьба с угнетателями по факту принадлежит юным. Даже если в бой их ведут взрослые кукловоды.
Жанр Young Adult, до сих пор не теряющий актуальности, создан для описания протеста и его активных фаз. И, само собой, привлекает именно необходимые возрастные категории читателей. Время идет и историю Павки Корчагина, предельно жестко и честно рассказывающую о настоящих битвах, читать неинтересно даже в России.
В отличие от фантастики с ее динамикой, сюжетными поворотами и привлекательными героями.
«Голодные игры» не случайно являются флагманом данного жанра и, как полагается локомотиву развлекательной литературы, регулярно восхваляются, параллельно смешиваясь с грязью. Почему же именно так выходит, и есть ли еще что-то интересное в истории, которая хоть и закончилась, но до сих пор привлекает внимание миллионов читателей?
Вопросы и ответы ниже, друзья
Мир вокруг нас
Интерес к антиутопиям и восстаниям закономерен. Диктат, подтасовки выборов ради заложенного результата, двойные стандарты правительств по всему земному шару, глобализация, ведущая к потере общечеловеческих ценностей во благо прибыли. Это все творится здесь и сейчас, и мы с вами тому свидетели.
История Китнесс Эвердин, девушки, не по своей воле оказавшейся на передовой борьбы с таким знакомым злом, олицетворенным Панемом и президентом Кориоланом Сноу, не могла оставить равнодушным огромное количество читателей.
История лучницы, жительницы одного из самых бедных районов-дистриктов, ради спасения сестры вызвавшейся заменить ее на Голодных Играх, одновременно проста и глубока.
Отсылки к древнегреческому эпосу
«Голодные игры» — явная аллюзия на Миноса, царя Крита, получавшего дань юношами и девушками Афин и скармливающего их чудовищному Минотавру в его лабиринте, перенесенная в декорации мира недалекого будущего.
А Китнесс, антиутопичный Тесей, сменивший меч на лук и ставший девушкой вместо Ариадны, само олицетворение тяги к справедливости, очеловеченной и нашедшей соратников и друзей, борющихся за правду.
Тем, кто забыл о чем книги, достаточно вспомнить несколько этапов:
Панем — мир, разделенный на дистрикты, рабочие районы, кормящие Капитолий, столицу Панема.
Одни против всех
Почти сто лет назад дистрикты восстали против Капитолия и после подавления мятежа обязались раз в год приносить жертвы. Жертвы, трибуты от каждого дистрикта — юноши и девушки, раз в год участвующие в Голодных Играх, аналоге «Королевской Битвы», где есть лишь один победитель — последний выживший.
Именно в таких играх и участвует Китнесс Эвердин, побеждая и оставляя в живых своего товарища по несчастью из своего же дистрикта. Тем самым, ломая традицию и становясь, пусть и не полностью, знаменем для всех дистриктов, знаменем, показывающим — с системой можно бороться.
Именно борьба с системой, поработившей огромное количество людей, и есть настоящее наполнение серии. Все же остальное, включая любовный треугольник, лишь дополнение.
Другое дело, что наполнение это сделано качественно, ярко и жизненно. Также, как и сама героиня, не являющаяся шаблонной говорящей «картонкой». Именно это и влечет, уже больше десятка лет, новых и новых поклонников саги Коллинз. И немалую роль в этом сыграла отличная экранизация.
Панем в кино
Споры «что лучше – книга или фильм» были, есть и будут. По аналогии с романами о Гарри Поттере, книгами Иванова или настоящей историей Бильбо Бэггинса, всегда стоит прочесть оригинал. И только потом судить о самой сути такого спора.
Тогда, возможно, описания «ярких одежд жителей Капитолия» не окажут столь угнетающего воздействия, как решение шоураннеров фильма, создавших крайне эксцентричный мир города будущего. Но, с другой стороны, именно подобное решение помогло ярче показать пропасть расслоения этого фантастического мира.
Тогда, возможно, иначе оценятся действия президента Сноу, имеющего куда больше времени, чем пусть и великолепно сыгранный Дональдом Сазерлендом, но очень куцый экранный персонаж. Оценятся с позиции расчета и логики, а не шаблонности с «картоном».
Тогда, возможно, даже разрыв шаблона, связанный с Питом Мелларком, окажется чуть иным.
Тогда…
Тогда и возникнет тот самый интерес к новой книге, написанной Коллинз с правильно выбранной позиции приквела. Начала всех начал, самой первой истории о том, как закладывался фундамент отношений внутри Панема, и как один умный, честный и хорошо воспитанный юноша стал тем самым Кориоланом Сноу, что покажется всем, в первый раз читающим историю Китнисс, дьяволом во плоти.
Автор: Дмитрий Манасыпов