1981-й — важный год в истории японской литературы. Именно тогда вышел роман писателя Содзи Симады «Токийский зодиак», который стал краеугольным камнем целого жанра син-хонкаку. Что это за жанр и почему автора называют «крёстным отцом современного японского детектива» — разбираемся в статье.
Два вида детектива
Мы уже знакомы с целым направлением детективной литературы, в котором на первый план выходит не само преступление, а внутренний мир героев. Запутанная история становится лишь декорацией для разговора о психологии преступника и жертвы или о социальных проблемах. Ярким представителем этого жанра является, например, скандинавский писатель Ю Несбё, или, на примере Японии — Хидэо Ёкояма.
Но есть и другой, «классический», детектив. Агаты Кристи, Артура Конан Дойля или, например, Роберта Гэлбрейта. Здесь главной становится криминальная история. Всё внимание приковано не к убийце, а к сыщику, а читатель буквально может стать участником расследования, разгадать логическую загадку и вычислить преступника даже раньше, чем книжные герои.
В Японии родоначальником такой литературы стал писатель Эдогава Рампо. А его коллега Сабуро Кога предложил назвать этот жанр «хонкаку» — подлинный, традиционный, ортодоксальный.
Честная игра
До 1950-х годов произведения хонкаку пользовались огромной популярностью, но потом интерес к ним угас: японцев стали больше интересовать общественно-политические проблемы, и на фоне этого в лидеры вырвалась остросюжетная беллетристика сякаи ха (в переводе — «социальная школа»).
Но с выходом «Токийского зодиака» хонкаку возродился. Роман произвёл фурор и фактически обозначил перерождение жанра, появление его свежей версии, син-хонкаку (то есть новый хонкаку). Принцип, который взял за основу Содзи Симада: читатель знает столько же, сколько и главный герой, сыщик, а значит, может раскрыть преступление самостоятельно. Этот принцип честной игры превратился в золотое правило японского детектива.
Крёстный отец японского детектива
Прозаик всегда выступал за традиционный детектив, он не любил, когда интригу вытесняет психология или социальная тематика, поэтому он вложил все силы, чтобы возродить этот жанр. Его заслуга не только в создании выдающихся произведений, но и в том, что он всю жизнь ищет молодых талантливых авторов. Симада возглавляет два конкурса любительских романов на Японии и на Тайване, а ещё при его участии выходили романы других авторов.
Один из них — «Убийства в десятиугольном доме» писателя Юкито Аяцудзи. Эта книга выстроена по тому же принципу, что и «Десять негритят» Агаты Кристи. Роман и последующая за ним серия спровоцировала настоящий син-хонкаку-бум, который продолжается до сих пор, причём не только в Японии.
При всех этих заслугах неудивительно, что героя сегодняшнего материала назвали «крёстным отцом син-хонкаку».
Логика и алхимия
Но это не единственное, чем интересны романы Содзи Симады. Писатель умело смешивает чистую логику и мистицизм. Он верит в астрологию и использует эти мотивы в своём творчестве. Главный герой «Токийского Зодиака» сыщик Киёси Митараи — астролог и предсказатель. Также в романе большое значение имеет алхимическая символика.
Кстати, о Митараи. Как известно, у каждого автора детективов должен быть «любимый» герой, кочующий из истории в историю. У Симады это именно Киёси Митараи, который также появлялся в романе «Дом кривых стен». До недавнего времени эти две книги были единственными переведёнными на русский язык. Отличие Митараи от условного Шерлока Холмса или Эркюля Пуаро в том, что этот герой не обладает привлекательностью, остроумием или харизмой, в него не влюбляешься с первых страниц. В романах Симады мало времени уделено даже внешнему описанию героев. Весь фокус — на загадку.
В феврале на ЛитРес наконец появилась ещё одна книга Содзи Симады — «Двойник с лунной дамбы». Это предыстория знаменитого сыщика-астролога, в которой читатели смогут увидеть его с другого ракурса. До этого в романах мы могли наблюдать лишь смутные очертания действующего персонажа, но теперь у читателей появилась возможность узнать героя лучше.
Детективы для интеллектуалов
Романы Содзи Симады понравятся не всем. Они не подойдут тем, кто хочет открыть книгу, погрузиться в непривычную атмосферу и выпасть ненадолго из обычной жизни. Это скорее интеллектуальная игра, чем традиционная литература. К героям не привязываешься, порой даже не запоминаешь их, а внешний антураж вообще не берётся во внимание: истории, описанные в книге, могли произойти где угодно, хоть в центре Токио, хоть в глухой провинции.
Зато те, кто любит логические загадки, будут в восторге: эти книги — сплошные головоломки. Здесь по несколько раз проговариваются мельчайшие детали преступления, даются намёки на развязку, в общем, у каждого читателя есть шанс найти верный ответ ещё до финала истории.