«Дом, в котором…»: в чем волшебство романа Мариам Петросян?

На ЛитРес вышла аудиокнига «Дом, в котором…» в озвучке теле- и радиоведущей Тутты Ларсен. Этот роман армянской писательницы Мариам Петросян впервые был опубликован в 2009 году и до сих пор остаётся одним из главных русскоязычных произведений современности. Бестселлер был переведён на десять языков и многократно становился лауреатом различных литературных премий, среди которых «Большая книга» и «Русская премия». Разбираемся, чем же так пленяет cюжет этой удивительной книги, и почему в него хочется возвращаться снова и снова.

«Просто войти и побыть там»

Для художницы-аниматора из Армении написание романа стало терапевтическим занятием. Она не мечтала выпустить книгу, не делала ставок на какую-то определённую аудиторию. Мариам Петросян создавала мир для самой себя, в который можно «просто войти и побыть там». Образы отдельных героев и некоторые сюжетные линии начали вырисовываться ещё в 1980-е годы, притом вырисовываться в прямом смысле слова. Так как Петросян в первую очередь художница, своих персонажей она сначала изображала на бумаге, а уже потом размышляла над их жизнью и думала, как они могли бы вести себя в той или иной ситуации. Поскольку автор исходила от действующих лиц, текст не имеет законченной структуры, и это стало одной из причин, по которой «Дом» невозможно поставить в один ряд ни с каким другим произведением.

Широкая аудитория так и не узнала бы о необычном романе, если бы рукопись случайно не оказалась у книжного издателя. Шаши Мартынова поначалу скептически отнеслась к тексту, который речевыми оборотами больше походит на перевод зарубежного сочинения, но позже убедилась в оригинальности «Дома» и сделала всё, чтобы об этой книге узнали миллионы читателей. В окончательный вариант произведения вошло далеко не всё, что за долгие годы написала Мариам. Книгу составили отдельные фрагменты её сочинений, а особым испытанием для автора стала проработка финала: требовалось не только прописать диалоги, но и свести в одну точку все линии сюжета. В итоге именно недосказанность сыграла большую роль в создании неповторимой атмосферы «Дома».

Цитата из романа «Дом, в котором…»

Многоуровневая история

Жизнь героев книги разворачивается в закрытом интернате для детей с ограниченными возможностями, но его обитатели – это не только люди с физическими недугами. Есть постояльцы с ментальными расстройствами личности, а также подростки с «трудным» характером, которых родители поместили в Дом за деньги. Персонажи разделены по комнатам.

Похожие материалы:  «Жемчужина шведской литературы»: почему роман «Дамба» Микаеля Ниеми обречён стать сенсацией?

В первой обитают «фазаны» – любимчики преподавателей и руководства интерната. Они носят одинаковую одежду, беспрекословно выполняют требования старших, а решения принимают на коллективном собрании. Здесь начинает свой путь главный герой произведения, Курильщик, от лица которого ведётся повествование. Вторая комната отведена «крысам» – неформальной группировке. В третьей живут самые необычные постояльцы – «птицы», верно служащие своему предводителю Стервятнику.

Позже Курильщик переходит в четвёртую группу, где читатель знакомится с другими важными героями – Слепым и Сфинксом, которые играют роль родителей для других обитателей комнаты. Есть в Доме и иные объединения: воры, сплетники, «летуны» – те, кто имеет право покидать интернат, чтобы вернуться с оружием, сигаретами, музыкальными дисками, книгами и прочими необходимыми вещами.

Мариам Петросян создала многоуровневый мир, который интересно исследовать читателям разных возрастов. Для кого-то «Дом, в котором…» окажется фантастической сказкой, а кто-то услышит, что в этой истории громко звучит тема социальной несправедливости.

Самобытность произведения

Благодаря выходу аудиокниги в озвучке Тутты Ларсен поклонники произведения могут вновь погрузиться в таинственную атмосферу «Дома». По признанию самой теле- и радиоведущей эта книга – единственная, которую она прочитала два раза подряд. В этом и заключается волшебство романа: при новом обращении к «Дому» будут открываться всё новые смыслы.

В романе Мариам Петросян нет привычного развития сюжета, претензии на актуальность, сложно определить географию и временную эпоху. Всё это делает «Дом, в котором…» по-настоящему самобытным.

«Когда ты пишешь что-то абстрактное, про непонятно где находящееся место, про непонятно какое время, тебе проще писать. Само произведение это диктовало. Книга была ограничена одним местом, одним зданием, всё происходит только там, с персонажами, у которых нет прошлого вне этого здания. Естественно, с самого начала был задействован приём, что никто не объясняет место действия, что Дом может быть где угодно», – рассказывала автор в интервью «Афиша Daily».

«Дом, в котором…» уже прошёл испытание временем и стал культовым романом. Жизнь в интернате непрерывно кипит, и можно в любой момент открыть дверь и оказаться бок о бок с Курильщиком, Македонским, Лордом, Табаки и другими удивительными персонажами. Эта книга – целая вселенная, частью которой может стать каждый.  

Стандартное изображение
Анастасия Черкас
Филолог/журналист. Пишет о художественной литературе (и не только)