«Колесо Времени»: как Роберту Джордану удалось создать один из самых масштабных и популярных фэнтезийных циклов в истории?

Роберт Джордан в жанре фэнтези – как Потемкин в истории России

Роберт Джордан в жанре фэнтези – как Потемкин в истории России. Может кому-то не нравится из-за начала карьеры, имеющихся пристрастий, своеобразного опыта, но представить без него прошлое никак не получается. Чересчур сильная, влиятельная и необходимая фигура. Это вполне логично, особенно, если рассмотреть первую половину жизни Джеймса Оливера Ригни-младшего. 

Мир фэнтези литературы сильно изменился за последнее десятилетие. Сетевые авторы легко двигают устоявшихся «бумажных» писателей, сменяют друг друга поджанры, книг становится все больше. Обыкновенные читатели, обсуждая произведения, легко жонглируют понятиями «картонки», имея в виду персонажей и частенько применяют определение «Мэри Сью». Сменяются топовые циклы и забываются вот-вот вышедшие серии. Но «Колесо Времени» остается в памяти, становясь примером для начинающих и состоявшихся. Почему?

Возможно, дело в жизненном опыте Джордана, ведь частенько именно события прошлого дают писателю возможность создавать настолько реалистичных героев, что им нельзя не верить. И уж чего-чего, а событий в его жизни хватит на нескольких современных томов. 

Обложка первой книги цикла

Юг и семья

Он родился в Чарльстоне, самом сердце американского Юга. Там, в середине прошлого века, Конфедерация отделилась от Штатов, фактически начав Гражданскую войну. Семья Джордана имела глубокие традиции, придерживаясь традиционных американских ценностей. Ярким примером служил отец, бывший боксер и ветеран Второй мировой, воевавший на Тихоокеанском флоте. Мать автора рано привила ему любовь к чтению, из-за чего в начальной школе даже возникли проблемы: учителя, тестировавшие первоклашек, не могли поверить в скорость чтения будущего гранда фэнтези.

Тогда же, только начав учиться, Джордан твердо понял – он сам будет писать. Но, по его словам, твердо осознавая отсутствие понимания жизни, стал уделять время спорту и необходимым учебным дисциплинам. Даже успешно поступил в колледж, где его радостно ждала футбольная команда. Да, футбол в данном случае – именно американская вариация регби, с толчками, силовыми приемами и прочими мужскими радостями, уже достаточно много говорящая о характере писателя.

Но учебы не случилось. Именно в это время совместились семейные армейские традиции и начавшаяся война во Вьетнаме. Никто из старших Ригли не бегал от призыва, и будущий фантаст последовал их примеру. 

Стальной ангел с бронзовой звездой

Последние полвека солдаты любой армии твердо знают, как выглядят ангелы. Они размашистые, их крылья сверкают на солнце ослепительным кругом и сделаны из стали. Настоящие ангелы, прилетающие спасать солдат, питаются углеводородами, а их мечи трещат длинными очередями.

Роберт Джордан служил бортовым стрелком военно-транспортного «Хьюи», вертолета «Ирокез», ставшего символом конфликта в бывшем французском Индокитае. Именно такие машины становились самыми настоящими ангелами для тысяч американских джи-ай, выживавших в джунглях.

За время службы ему дали два прозвища: Ганеши, в честь индийского бога, а также из-за спокойствия бортового стрелка Ригни, и Айсмен. Под последним в то время понимали Жнеца, Смерть, спустившуюся к людям. Как бы ни странно писать такое об авторе сказок для взрослых, но так и было. Ригни-младший, спасший многочисленные жизни сослуживцев, не отказывался говорить о своем боевом прошлом и мог спокойно признаться в том, что убивал. 

Роберт Джордан оказался великолепным солдатом, не склонным к рефлексии и отчетливо понимающим простейшую военную истину: если ты задумаешься в бою, то погибнешь.

Вернувшись после двух сроков службы, Ригни-младший убрал в шкафчик не только крест летных заслуг, но и бронзовую звезду, полученную по праву.

Похожие материалы:  Самый мрачный год: как Черчилль спас Британию от неизбежного краха

Физика, армия и Конан


Вернувшись, автор «Колеса времени» хотел попасть в Вест-Пойнт и стать офицером. Офицером он стал, но с ученой степенью по атомной физике, служа, в том числе, и на подводных лодках. Он не ходил в походы, занимаясь обслуживанием реакторов, и именно там получил травму, из-за которой Джордану пришлось опираться на трость.


Первыми книгами, изданными в восьмидесятые, были несколько историй, опирающихся на традиции Юга и его приключенческие события полуторавековой давности. 

Чуть позже, заметив плодовитость начинающего автора, одно из американских издательств предложило ему продолжить мир Хайбории Роберта Говарда. Участие в этом проекте дало первую популярность. В тот период, работая в чужой выдуманной вселенной, Джордан всерьез задумался о создании собственного мира.


Перейдя черту тридцати лет стало ясно – опыта и знания жизни накопилось достаточно. Именно тогда, с восемьдесят второго по восемьдесят четвертый, создается черновик первой книги саги, сделавшей Джордана звездой мирового уровня.

«Колесо Времени»

Единая Сила, пронизывающая мир, созданный Джорданом, Темный, само сосредоточие зла, Эпоха легенд, заверщившаяся Разломом Мира. И самые обычные люди из небольшой деревеньки, вдруг оказавшиеся в центре событий, меняющих их мир. Мир, куда возвращаются мифы прошлого, оживающие из-за проснувшейся Тьмы.


Этот мир, первоначально кажущийся схожим с миром Толкина, совсем не похож на Средиземье. Различия, проявляющиеся от главе к главе, реализм событий, мотивация персонажей и масштабность происходящего сделали цикл сверхпопулярным. Первый тираж был распродан в США полностью и в кратчайшие сроки.

Стоит отметить: сам Джордан не скрывал, что создавая самые известные книги, пытался вложить в них не только индивидуальное видение устоявшихся фэнтезийных вселенных, но и колорит собственной родины.

И ему это удалось в полной мере. Различия промышленного Севера и аграрного Юга, принципиальное разное отношение к слову «патриотизм», крайне ярко проявилось в персонажах Двуречья. Не самой большой местности мира «Кольца Времени», но очень важной.

Герои, вышедшие из Двуречья, обладали рыцарственностью, всю свою жизнь стремились к выполнению долга, не скрывали любви к военной службе и были, пусть идеализированными, но южанами. Теми самыми, среди которых вырос сам Джордан.

Источник: https://sun9-31.userapi.com/impg/OUqMG_HsMuU7pkZKlrw7V2Dds1OkaSKk05YSug/gREvKxnvwIM.jpg?size=1080×1080&quality=96&proxy=1&sign=d8e51a58f56fae4ebef194965553968d

И что же сейчас?

В настоящий момент «Колесо Времени» получило звание признанной классики. Цикл Джордана стал примером для подражания, а продолжением книг, которые не дописал фантаст, ушедший от нас в 2007, занялся Брендон Сандерсон. Именно личность последнего, признаваемого «хорошим автором» даже самыми настороженными современными читателями, наглядно доказывает значимость этих книг. Ведь создатель «Буресвета» не стал бы браться за раздутую ерунду, не несущую в себе что-то оригинальное.

Несмотря на творящиеся ужасы пандемии, начались съёмки сериала, права на который выкупил у наследников Джордана Amazon. И привлечение к работе прекрасной английской актрисы Розамунд Пайк уже говорит о вкусе шоураннеров, явно решивших сделать что-то по-настоящему хорошее. Пока работа над проектом «кипит», самое время прочесть одну из величайших фэнтези саг. Если, конечно, вы еще не читали.  Тем более, для этого есть весомый повод: совсем скоро на нашем сайте появится четвертая книга цикла — «Восходящая тень».

Автор статьи: Дмитрий Манасыпов

Стандартное изображение
Дмитрий Манасыпов
Российский писатель, работающий в жанрах альтернативной истории, боевой фантастики, фэнтези.