Мы доверяем нейросетям составление ленты в Инстаграме, шутим про то, что даже через сто лет будем просить «Умный дом» вскипятить ведёрко воды во время летних отключений, а в сериале «Чёрное зеркало» нам показывают весьма мрачное будущее, к которому неизбежно придём, если не преодолеем зависимость от технологий (а мы не преодолеем).
О том, как же так получилось, что безобидная игра в крестики-нолики в Древнем Египте спустя несколько тысячелетий привела людей к использованию беспилотников, рассуждает Клиффорд Пиковер на страницах книги «Искусственный интеллект. Иллюстрированная история. От автоматов до нейросетей». И вот несколько интересных фактов:
Всё началось с игры в крестики-нолики
Да-да, именно с неё. По данным археологов, нечто похожее на игру с выстраиванием трёх элементов в ряд существовало ещё примерно в 1300 г. до н. э. в Древнем Египте. Крестики-нолики часто упоминают при объяснении базовых принципов программирования и искусственного интеллекта из-за простоты игровых деревьев. Их можно назвать атомом, на основе которого веками формировались молекулы более сложных позиционных игр. Даже при минимальных вариациях и расширениях эта простая игра становится труднейшей задачей, решение которой требует большого количества времени.
Древнегреческий робот
Идея роботов или автоматонов не давала покоя человечеству на протяжении всей истории, словно люди только и думали о том, как бы переложить часть работы на механические плечи. Бронзовый автоматон Талос встречается уже в древнегреческом мифе о Европе. Ему поручили охрану острова Крит от захватчиков и пиратов. Древнегреческий робот патрулировал берег, кидался камнями и сжигал врагов заживо. Конечно, вряд ли он существовал на самом деле, но на вазах его точно рисовали.
Роботы в церкви?
Роботами пользовалась даже христианская церковь: в период позднего Средневековья в Европе получили широкое распространение подвижные статуи Христа, механические дьяволы и фигуры Сатаны, которые издавали звуки и высовывали языки.
«Автоматоны были привычными элементами повседневной жизни. Они появлялись в церквях и соборах и распространялись оттуда повсеместно. Миссионеры-иезуиты везли их в Китай в качестве подношений, чтобы подчеркнуть величие христианской Европы».
Казалось бы, при чём здесь Франкенштейн?
Параллельно с развитием технологий люди всё чаще задавались вопросом об искусственном разуме. Рассуждая об этом, Пиковер упоминает роман Мэри Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей». История монстра, созданного из кусков мёртвых тел и оживлённого при помощи электричества, строится на идее, что люди склонны отвергать искусственный разум как странный и неестественный. Легко бояться искусственного интеллекта, когда он является нам в образе отвратительного чудовища. Но компактные смартфоны и аккуратные «умные колонки» пугают нас гораздо меньше, не так ли?
Тест Тьюринга нас спасёт?
О том, что ИИ станет умнее человека, люди стали беспокоиться уже в середине XX века – хотя в это время человек со счётами ещё мог обогнать электронный калькулятор. Но учёные уже тогда задались вопросом, можно ли считать разумными созданиями компьютеры, запрограммированные должным образом. Английский информатик Алан Тьюринг в 1950 г. предположил, что если бы компьютер вёл себя так же, как человек, мы могли бы назвать его разумным. А потом разработал особый тест для оценки интеллекта компьютера.
«Представим, что компьютер и человек в текстовой форме отвечают на текстовые вопросы экзаменатора-человека, который не видит, кто или что ему отвечает. Если после изучения ответов экзаменатор не сможет отличить компьютер от человека, это будет означать, что компьютер успешно прошёл типовую версию того, что сегодня называется тестом Тьюринга».
В наше время каждый год проводится конкурс на Премию Лёбнера, в котором программисты соревнуются в создании программ, наиболее близких к прохождению теста Тьюринга. Чтобы перехитрить жюри, разработчики часто используют неожиданные приёмы: опечатки, изменение темы беседы, шутки, встречные вопросы судьям и т. д. В 2014 г. робот-собеседник, разработанный программистами из России и Украины, прошёл версию теста Тьюринга, представившись тринадцатилетним украинским мальчиком Женей Густманом.
И чем всё закончится?
Сегодня возможности применения ИИ кажутся безграничными: искусственный интеллект предупреждает людей о природных катаклизмах, расшифровывает древние тексты и медицинские снимки и даже может предсказать, когда вы умрёте, проанализировав вашу электронную медкарточку (если её не потеряют в регистратуре). Он уже умеет придумывать шутки и головоломки, пишет музыку, разрабатывает новые оттенки красок и парфюмерные ароматы. Дети просят «Алису» прочитать им сказку на ночь, взрослые разговаривают со своими смартфонами чаще, чем с супругами, а в будущем наши отношения с машинами станут ещё более близкими и похожими на человеческие.
Крестики-нолики, бронзовый Талос, монстр Франкенштейна, умная колонка – всё это звенья одной цепи, в начале которой стоит желание человечества «выковать богов». А о том, что в конце, мы можем только гадать… Впрочем, Пиковер смотрит в будущее с оптимизмом: «Для меня искусственный интеллект – источник постоянного удивления по поводу границ разума, будущего человечества и нашего места в огромном пространственно-временном ландшафте, который мы называем своим домом».