Несколько дней назад, а именно 16 августа, родился Чарльз Буковски, талантливый литератор, мастер «грязного реализма», без творчества которого совершенно точно не случилось бы Паланика, Бегбедера, нашего с вами Минаева и десятков других авторов, вдохновлявшихся творчеством эпатажного скандалиста. Явно стоит вспомнить о самой жизни автора: от поэзии и прозы, падений, взлётов до проявлений настоящей любви. И, конечно же, о его книгах, ставших украшением американской литературы.
Секс, наркот… и рок-н-ролл… Женщины, книги и алкоголь
Статья посвящена человеку, чья персона в современном мире с высокой вероятностью подверглась бы «справедливым» нападкам за излишнюю маскулинность, «токсичность», склонность к саморазрушению и отсутствию трендовой толерантности. Добавим сюда чёрный юмор, невероятно честный, пусть и местами жёсткий взгляд на отношения людей, и получим тот взрывной литературный коктейль, который привлёк внимание миллионов людей к творчеству автора. Однако прежде чем перейти к детальному рассмотрению его произведений, важно понимать внутренний мир и жизненный путь темпераментного писателя.
Генрих Карл Буковски родился в не самой простой семье. Его родители, немка и американец с немецкими корнями, отличались весьма своеобразными взглядами на воспитание ребёнка. Мелкого Генричека, впоследствии ставшего Чарли, мягко говоря, делали «белой» вороной». Даже в качестве костюмов для игр мальчику доставалась одежда, сильно отличающаяся от общепринятой. Окрестная американская шпана желает играть в ковбоев и соответствующе одевается? Отлично, Генрих, вот тебе индейские перья, вампум и штаны с бахромой. А откуда синяки?
Юный Буковски, по его собственным признаниям, порой не знал, что ответить родителям. Тем более, учитывая привычку главаря семьи безжалостно лупить сына по субботам. Отец, то ли от строгости, то ли от дурости, решительно вколачивал сыну ум, прибегая к радикальным методам. Мать же, подперев щеку рукой, вздыхала и покорно не вмешивалась.
Можно ли допустить мысль, что, достигнув определённого взрослого возраста, Буковски, выражаясь сленговым языком, «забил» на собственную семью? Именно так и вышло, а дальше стало ещё интереснее.
Порой, читая воспоминания самого Чарли и его современников, невольно задаёшься вопросом: а кого же, либо что, он на самом деле любил? Учитывая маргинальный образ жизни, иногда кажется, что Буковски презирал даже самого себя. Во всяком случае его страсть к алкоголю никак не отдаёт эпикурейством и является обычной зависимостью со всеми вытекающими последствиями. Понимал ли это талант из США? Надо полагать – да, но бороться с разрушительной привычкой не получалось.
Так вот, кроме самого себя и семьи, писатель очень сильно не любил людей, ничем, правда, в этом пункте не удивив. Многие талантливые люди практикуют социопатию, старательно скрываясь от окружающего мира, не желают воспринимать его правила и тех, кто их соблюдает. Другое дело кошки, живущие сами по себе и умеющие мурлыкать. Этих «усатых паразитов» Буковски просто обожал и даже посвятил им сборник стихов.
К слову, если кто не в курсе: Чарльз Буковски известен во всём мире не только как прозаик, но ещё и как не менее популярный поэт. И мы искренне советуем вам ознакомиться с его поэтическим творчеством.
Известный факт: при всей своей нелюбви к людям, герой статьи очень любил женщин. Некоторых обожал больше остальных, не единожды будучи женатым, а основную часть Чарльз любил менее официально, но не менее горячо.
На какие книги автора стоит обратить внимание?
Следует учесть большую автобиографичность книг одного из основателей «грязного реализма» современной литературы, нашедшего отражение в альтер-эго автора – Генри Чинаски. А ещё важно знать очень любопытное обстоятельство: настоящая известность пришла к Буковски после пятидесяти.
Именно в этом возрасте и после издания «Записок старого козла» с «Почтамтом», Буковски окончательно уволили с почты. Руководители Чарльза, несмотря на житейскую приземлённость, уловили изрядный сарказм по поводу работы в его едких рассказах, которые впоследствии стали основой для журнальных статей и только потом книгой. Таким образом, молодой талантливый мистер Буковски начал писать в двадцать, разочаровался, отложил в долгий ящик мечту о творчестве как заработке и ушёл в творческий отпуск на два десятка лет.
А затем вернулся и сделал свой камбэк поистине триумфальным.
Жизненный опыт, непростой и временами страшноватый, именно его Буковски вложил в свои книги. Стартовав с едких строк «Записок…», безгранично честных по отношению к читателям и самому себе, он продолжил рассказывать о жизненном пути в «Почтамте».
Расписав все прелести бюрократии и работы в почтовой службе, где легко можно найти кучу персонажей из современности, Буковски не остановился. Рассказал всё, что ему хотелось об искусственно созданной вселенной клерков, инструкций, «подлизываний» начальству, а также закулисных играх любой большой организации, и перешёл к другим составляющим американской жизни.
«Хлеб с ветчиной» обстоятельно рассказал о жизни консервативной США эпохи 1930-х, с домашним насилием, школьной травлей, показухой в отношении церкви и самой религии, отношением подростков и детей к расизму, сексизму и прочим вещам, которые можно назвать изнаночными сторонами американской жизни.
«Женщины» вместили в себя всю иронию Буковски к прекрасной половине человечества. Другое дело, что рассмотреть проблему запутанных человеческих взаимоотношений, не скатываясь в примитивный субъективизм, оказалось не так-то просто. Ещё при жизни писателя многократно объявляли сексистом, шовинистом и даже женоненавистником. Сам Чарльз по этому поводу отнекивался, посмеивался и советовал прочесть книгу полностью и лишь потом выбирать взгляд как на неё, так и на автора.
Ну и, конечно, помимо женщин, Буковски посвятил отдельное произведение другой главной страсти – алкоголю. «О пьянстве», где речь шла вовсе не о разнообразии крепких напитков. Нет, эта забористая штука полностью посвящена всему странному миру, в котором приходится жить тем, кто не может отказать себе в каждодневной выпивке и последствиям такого отношения к собственной жизни.
Чарльз Буковски не писал книг ради денег, не создавал тексты из-за желания хайпануть и уж совершенно точно не желал отталкивать тех, кто заинтересовался его творчеством. Он старался быть искренним и честно рассказывал о себе и Америке, где ему выпало жить. И только этого должно хватить тем, кто ещё ни разу не открывал его книг, но любит настоящую литературу, чтобы познакомиться с его наследием.
Точно вам говорим.