Ханс-Улав Тюволд: о собаке Шлёпике и герое Амундсене (на самом деле нет)

Однажды норвежский писатель Ханс-Улав Тюволд решил написать книгу про путешественника Амундсена, покорившего Южный полюс. Национального героя, символа родной страны и прочее. Правда, про него уже написано несколько десятков книг – и это неудивительно. Но в экспедиции Амундсена были и собаки – а вот про них никто не писал. Но если про человека уместно рассказывать человеку, то почему бы про собак не рассказать псу? Так появился роман «Хорошие собаки до Южного полюса не добираются», а в нём – Шлёпик, обаятельный пес неясной породы, любопытный, доброжелательный, но с весьма критическим умом и склонностью к сарказму

Однажды норвежский писатель Ханс-Улав Тюволд решил написать книгу про путешественника Амундсена, покорившего Южный полюс. Национального героя, символа родной страны и прочее. Правда, про него уже написано несколько десятков книг – и это неудивительно. Но в экспедиции Амундсена были и собаки – а вот про них никто не писал. Но если про человека уместно рассказывать человеку, то почему бы про собак не рассказать псу? Так появился роман «Хорошие собаки до Южного полюса не добираются», а в нём – Шлёпик, обаятельный пес неясной породы, любопытный, доброжелательный, но с весьма критическим умом и склонностью к сарказму.   

Что нужно знать о романе?

Ещё щенком Шлёпика – с «неправильным» белым пятном на морде – взял под опеку старый Майор, «вожак» по определению, как и любой военный, так что отношения с ним у пса выстроились как надо. Но Майор умирает, и собаке приходится обустраивать свою маленькую вселенную заново – уже под хозяйку, фру Торкильдсен, которая по всем повадкам на Майора совсем не похожа. Во-первых, она совершенно не умеет охотиться, (а если и ходит на охоту, то только в супермаркет). Во-вторых, испытывает тягу к «драконьей воде». В-третьих, её интересуют такие странные вещи, как книги. И, наконец, в-четвёртых, не является вожаком, так что эту роль волей-неволей приходится примерить на себя Шлёпику.

Зато Фру Торкильдсен отлично понимает животное, слушает его и отвечает. И вскоре пожилая женщина и пёс ведут разговоры обо всём на свете. Хозяйка быстро пристрастила Шлёпика к новому для него развлечению – чтению. Она читает вслух, а потом они обсуждают прочитанное. Так-то в их жизни и появился покоритель Южного полюса – Руаль Амундсен. Маленького пушистого друга в его эпопее заинтересовало, конечно, то, что компанию Амундсену составляли собаки. 

Вот только Амундсену досталась всемирная слава и титул первого покорителя Антарктиды, а последним… Как всегда, собачья судьба. В экспедицию отправилось больше сотни собак, к её окончанию осталось двадцать. «Тяговая сила и консерва на ножках – это так удобно!», –  примерно так потом Амундсен говорил в интервью. Ах да, в музее Амундсена нашёлся уголок для нескольких чучел. Вот и вся благодарность. 

Шлёпик не силён в математике, так что фру Торкильдсен, читая ему вслух об экспедиции Амундсена, вырезает из бумаги собачек и ставит на полку, чтобы показать, сколько их было. Не отсылка ли к бумажным журавликам японской девочки Садако, которые та складывала, умирая от лучевой болезни после бомбардировки Хиросимы? 

Ханс-Улав Тюволд, фотография из личного архива писателя. Источник

Жанровое многообразие сюжета

Параллельно истории Амундсена закручивается совершенно другая коллизия – уже в настоящем: у фру Торкильдсен имеется Щенок (человеческой породы), у Щенка – Сучка и Кутёнок. Вся эта компания явно косит глазом на жилплощадь престарелой родственницы. И никаких бесед со Шлёпиком у них точно не ожидается – он для них такая же обуза, как и его хозяйка. 

Из этой истории могла бы получиться хорошая драма по привычным лекалам: от повести о «животных-героях» Сетона-Томпсона до слезовыжимающего повествования в духе «Белого Бима» или фильма «Хатико». Но, к счастью, Тюволд и не собирался двигаться протоптанными дорожками. «Хорошие собаки» слишком ироничны для драмы, и слишком драматичны для «истории о милых зверюшках». Юмор и философия, лёгкость и глубина, непривычный ракурс на исторические факты и обыденная жизнь – всё в этой книге гармонично сплетено.

И именно такое жанровое разнообразие придаёт книге удивительную правдивость, но главное её достоинство – конечно же, обаятельный пёс Шлёпик, от такого друга и компаньона наверняка не отказались бы многие. 

Похожие материалы:  Оплачивайте проезд, путешествие продолжается. Рецензия на экранизацию романа Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него»

Этот роман вовсе не о собаках и даже не о дружбе собаки и человека, книга – о том, что человек зачастую попросту не умеет любить, и это его неумение отражается на его взаимоотношениях не только с людьми, но и с «братьями нашими меньшими». 

У книги есть очень чёткий идейный посыл: пока вы будете обращаться с животными, как с расходным материалом, вы не научитесь любить и себе подобных.  Начните уважать не только людей, но и тех, кто составляет вам компанию на прогулках, коротает с вами ваши одинокие вечера, полностью зависим от вас, но видит в этой зависимости цель своего существования. А попросту: люди, будьте добрее – к зверям, людям и самим себе. 

Отрывок из книги в озвучке Кирилла Радцыга

Чему учит нас книга?

 «Хорошие собаки» – роман о безусловной привязанности и преданности, которые является стержнем и сутью собачьего мира, и которым хорошо бы научиться и людям.  

Наш мир давно добрался не только до Южного полюса, но и до полюса отчуждённости и эмоционального холода. Собакам это не дано. Сидя в сторонке, они терпеливо ждут, когда мы вернёмся. И «Хорошие собаки» – из тех книг, что уберегают нас от окончательного замерзания. «Тропой бескорыстной любви» – был такой фильм в советское время. Посмотрите на эту тропу – и увидите на ней и Шлёпика. Который посреди своей ироничной болтовни ухитряется сказать то самое важное, ради чего и написана эта книга Тюволда: 

«Лишь благодаря людям у меня есть еда, крыша над головой, чесалка для шерсти, коврик, тепло и любовь. Да, любовь. Любви мне надо много, и я совершенно честно это признаю. Я и взамен отдаю немало любви. Особенно когда вам это нужно»

«Животные нас любят… Любят, это точно, но не потому, что ты такой добрый и хороший. Они любят тебя, потому что таковы собаки. Это наша работа. Мы любим людей, даже когда те не дают нам никакого повода для этого. Любим со всеми теми ужасами и огорчениями, которые они нам приносят. Мы часто думаем, что всё, с нас хватит, но потом непременно возвращаемся».

Стандартное изображение
Издательство «Фантом Пресс»